Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 30 мая 2024 г.
Инопланетянин говорит с тобой
Как Евгений Каширин «Мать Рязань» спасал


31 мая Евгению Каширину исполнилось бы 75 лет, а его нет с нами уже 17 лет. За это время друзья написали о талантливом фотохудожнике и краеведе книги, организовали множество выставок. Вот и сейчас в библиотеке имени Горького от его черно-белых фотографий невозможно оторвать глаз. Будто какая-то таинственная энергетика затягивает… Сам Евгений Николаевич говорил: «Я люблю фотографии, которые хочется долго рассматривать».


Евгений Каширин. Фото: Андрей Павлушин

Почетный гражданин города Рязани, заслуженный работник культуры, в 90-е годы Евгений Каширин работал на телевидении, вел авторскую программу о краеведении. Он рассказывал об истории рязанских улиц, о значимых событиях, происходивших в городе, об интересных людях.


Статья обозревателя рязанской «Новой» Дмитрия Проскурина (1979-2012) о Евгении Каширине (1949-2007), 
опубликованная в №50 от 25.12.2006 г.

На днях я пересмотрела свой фильм о Каширине «Инопланетянин», премьера которого состоялась в декабре 2016 года на канале «Россия-1». И будто пообщалась с мастером. Название фильма неслучайно. «Инопланетянином» называли Каширина многие его друзья. Видимо, за то, что он очень отличался от всех окружающих какой-то распахнутой добротой и умением предельно точно фиксировать время. Мой фильм выстроен в основном через прямое общение Евгения Николаевича со своими телезрителями. Глаза в глаза и на разные темы. Мягкий голос, неспешная речь. И всегда казалось, словно говорит он только с тобой. Не всякому ведущему это удавалось.

А самое удивительное, когда слушаешь Каширина в фильме, каким-то мистическим образом начинаешь вдруг воспринимать, будто и сегодня мастер внимательно наблюдает за нами и очень точно комментирует наше время. Вы только вслушайтесь.

«Некоторые люди говорят, какое трудное время мы переживаем, а верующие скажут – время радостное идет! Идет возрождение христианства, православия. И я многое снял об этом. И первое богослужение в Успенском соборе, и крестный ход на Троицу в кремле. А как звучали тогда колокола! Я даже поднялся на самый верх и заснял их близко. Отрадно было».

Каширин знал, о чем говорил. Оба его деда были священниками, а одного из них в 1937 году репрессировали. И эта тема всегда была незаживающей раной в его сердце. Может, поэтому многие его снимки так похожи на молчаливую молитву.





Фото Евгения Каширина

Мягкий и добрый человек, Евгений Каширин, тем не менее, мог очень жестко реагировать на всякую бесчеловечность. Он буквально взорвался, когда однажды увидел, как рязанцы безобразно отнеслись к скульптуре «Россия – Родина моя» (другое название «Мать Рязань»), которую автор Антонина Усаченко выставила на Лыбедском бульваре.

– Сколько же много у нас варваров в Рязани! Над скульптурой буквально стали издеваться. Выкололи глаза, написали что-то грязное на спине, сломали ногу. А потом на «КамАЗе» вывезли на свалку, – с болью описывал жуткую историю Евгений Николаевич.

Каширин отважно бросился спасать «Мать Рязань». Нашел машину и бережно, как больного ребенка, перевез полуразрушенную скульптуру в мастерскую Усаченко. И «Мать Рязань» ожила.

…Интересно, как бы отреагировал Евгений Николаевич, узнав о том, что в Рязани за последние два года навтыкали по всему городу чуть ли не десяток памятников грибам? У нас нет памятников Евгению Маркину, Александру Солженицыну, но зато поднят на небывалую высоту гриб! Почему это происходит? Потому что нет среди нас Каширина. И некому спасать от грибов родину-мать Рязань.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Всё просится в кадр

 

Наши страницы в соцсетях
Галина Воропаева