18 сентября – выборы в Государственную думу. Тех, кого принято называть экспертным сообществом, уже будоражат инсайды, слухи и прогнозы. Не за горами и губернаторские выборы в 2017-м. Сегодня мы беседуем с доктором политических наук профессором Владимиром АВДОНИНЫМ, пожалуй, самым авторитетным специалистом по изучению рязанского политического ландшафта.
Фейки идут на выборы
– Все четыре парламентские партии уже представили свои списки и кандидатуры одномандатников к сентябрьским выборам в Госдуму. Насколько ожидаемыми для вас были решения по персональному составу претендентов по Рязанской области? Между какими партиями и выдвиженцами развернется наиболее острая борьба?
– В основном они ожидаемы. На относительно проходные места выдвинуты, прежде всего, действующие депутаты Госдумы, которые хотят сохранять свои места в российском парламенте и продолжать там свою деятельность следующие пять лет. Новым моментом явилось, пожалуй, лишь выдвижение московского адвоката и телеведущего Андрея Макарова от региональной группы федерального списка ЕР. Раньше на этих позициях от ЕР выдвигались в основном местные кандидаты. Но теперь местным группам пришлось потесниться, проходное место отдано «варягу» – Макарову, а местным оставлены одномандатные округа: Рязанский – Красову и Скопинский – Митиной. Они входят в кампанию как действующие депутаты от правящей партии и, естественно, располагают всеми преимуществами этих властных позиций (известность, административный ресурс, влияние, связи и т.д.), и, скорее всего, сохранят свои места. Провалиться они могут, только если вдруг среди избирателей поднимется резкая волна недовольства действующей властью. Но этого пока не наблюдается. Так что, вероятнее всего, рязанцы останутся еще на пять лет с теми же депутатами от ЕР, к которым добавится еще и москвич Макаров.
– Что думаете по поводу полного провала праймериз «Единой России» во втором по величине городе региона Касимове?
– Не вполне осведомлен об этом, чтобы комментировать.
– Ваш прогноз для непарламентских партий в регионе?
– Из непарламентских партий более-менее заметный электорат в регионе имеет только партия «Яблоко». При консолидированной кампании она может, на мой взгляд, рассчитывать на первый результат среди этих партий (или, соответственно, на 5-й после 4-х парламентских). Хотя Рязанская область отличается еще и тем, что может давать голоса фейковым и спойлерским партиям, которые имеют целью отбирать избирателей у КПРФ. В прошлых кампаниях были известны случаи, когда разного рода квази-партии и кандидаты получали много голосов, в основном отбирая их у КПРФ. Есть такие «контрафакты» и в этой кампании. При получении денег от власти они могут опять показать здесь заметный результат.
– Травля неугодных стала визитной карточкой команды Ковалева. Это диагноз или осмысленный ход?
– Да. Это обычная практика для властей региона. Она целенаправленно проводится в течение многих лет и поощряется из центра. Думаю, что она будет продолжаться и дальше.
– При каких условиях кандидаты от оппозиционных партий могут пройти в Госдуму от Рязанского региона?
– Здесь важно уточнить понятие «оппозиционные». Если под ними имеется в виду то, что сидит в думе, но «не ЕР», то тогда вполне можно говорить, что их кандидаты могут пройти в думу. Например, от КПРФ или ЛДПР. Они почти всегда в регионе проходили. Если же под «оппозицией» понимать то, что реально оппонирует власти, то таких условий в Рязанской области, я думаю, не будет, и никто из них не пройдет.
– В связи с назначением Эллы Панфиловой главой ЦИК, есть ли шансы на то, что думские выборы будут более честными, чем предыдущие?
– Да. Думаю, что Элла Памфилова попытается что-то сделать. Так что определенные шансы есть. Но тренд фальсификаций на выборах, набиравший силу все последние годы, очень силен, он имеет могущественных лоббистов и в регионах, и в центре. Переломить его будет нелегко. Вероятно, это будет не под силу одному председателю ЦИКа.
Губернатор в стиле милитари
– Коррупционные (и не только) скандалы, второй год сотрясающие Рязанскую область, в той или иной мере «топят» репутацию главы региона. Кто, на ваш взгляд, может быть выгодоприобретателем от них (УМВД, УФСБ, политические кланы Фомин – Филимонов, Куприянов – Провоторов – Морозов, кто-то еще)?
– Давление на губернаторов – это вполне характерный элемент политики федерального центра. В условиях экономического кризиса давление обычно усиливается, чтобы регионы меньше просили ресурсов у центра, а больше занимались изысканием их «на местах». В этом смысле Ковалев не одинок. Давят и на других губернаторов, а к кому-то из них принимают и радикальные меры. В этой политике центр, как правило, манипулирует местными кланами, которые чем-то недовольны или сами претендуют на губернаторский пост. Кто из них участвует в давлении на репутацию Ковалева, сказать трудно. Эта информация не афишируется. Но хорошо известно, что в Рязани есть, условно говоря, кланы силовиков/бывших силовиков, аграриев, бизнесменов и т.д., которые могут быть в этом заинтересованы. Но действуют они обычно, имея покровителей в центре, которые могут манипулировать их активностью.
– На ваш взгляд, велика ли вероятность того, что Олег Ковалев доработает до конца своего губернаторского срока? Как вы оцениваете участившиеся разговоры о его переходе в Совет федерации?
– Думаю, что эта вероятность не велика. Скорее всего, он уйдет раньше, а на его место будет назначен и.о., кто и пойдет затем на выборы губернатора. Но эти выборы будут, скорее всего, в 2017 году, а не раньше. То есть в сроки, близкие к предусмотренным законом. (Ковалев был избран в октябре 2012-го на пять лет). Перспектива перехода Ковалева в Совет федерации вполне возможна, так делали до него многие отставные губернаторы.
– Насколько серьезно можно воспринимать недавнее заявление заместителя руководителя Госжилинспекции Рязанской области Святослава Голубятникова о готовности стать новым главой региона? Можно ли считать перспективной эту кандидатуру?
– С этой информацией я незнаком, но думаю, что не очень серьезно. Фигура эта в местной политике неизвестная, и вряд ли может на что-то претендовать.
– Верите ли вы в тиражируемую среди местных элит политическую парадигму «следующим губернатором будет ставленник десантного лобби»? Это ведь достаточно выигрышный трюк для столицы ВДВ...
– Да. Я думаю, что «десантное лобби», как вы говорите, в Рязани, конечно, существует. Его представитель – генерал Шпак – уже был губернатором региона. Кого-то это вполне устраивало. Очень возможно, что они хотели бы повторить нечто подобное. Особенно, учитывая рост в обществе милитаристских настроений. Что-то в духе «военный наведет порядок…» и т.д.
– Кого вы считаете наиболее перспективным кандидатом на губернаторский пост в Рязанской области?
– Если интересует именно мое мнение, то наиболее перспективным для Рязанщины был бы губернатор с потенциалом развития, то есть с потенциалом привлечения в область существенных инвестиций, которые бы способствовали экономическому и социальному развитию региона. Но получить такого губернатора область вряд ли сможет в ближайшем будущем. Фигурам, которые упоминаются в СМИ, обеспечить это не под силу. Понятно, что все будет решаться в кремлевских кабинетах при помощи лоббистов различных кланов. Возможно, верх возьмут силовики, о которых мы упоминали, и в области усилится тренд милитаризации. Возможно, какие-то другие группы со своими интересами. Но, думаю, что ни те, ни другие не смогут обеспечить социальный и экономический подъем региона, вывод его из состояния депрессии...
Алексей ФРОЛОВ