Таким ученым, лектором, просветителем, как Игорь Николаевич ГАВРИЛОВ, мог бы гордиться любой вуз страны
Все больше и больше мемориальных досок на домах, увековечивающих память о выдающихся земляках, можно встретить на улицах Рязани. И это правильно: город богат именами, забывать которые было бы непростительно, а потому напоминание о них обязательно нужно оставить последующим поколениям. Чтобы помнили…
С коллегой-филологом мы шли по улице Циолковского и остановились возле дома, в котором жил известный педагог, скрипач В.Ф.Бобылев, о чем нам сообщила мемориальная доска на фасаде. Музыкантам имя это хорошо известно, а другие, пробегая мимо, хоть на секунду, но остановятся, наткнувшись на такого рода информацию. Из нас двоих Владимира Федоровича знала я, поэтому и стала рассказывать о нем своей собеседнице, пока мы шли к Театральной площади.
Кажется, обеим пришла в голову одна и та же мысль, когда перед нами показалось здание университета культуры, в котором до конца дней своих работал Игорь Николаевич ГАВРИЛОВ – выдающийся, без преувеличения, деятель культуры Рязани, профессор, литературовед и литератор, журналист, редактор Областного книжного издательства, у истоков создания которого он стоял, член Рязанского клуба краеведов при областной библиотеке имени М.Горького, член Ученого совета музея-заповедника С.А.Есенина, лектор Всесоюзного общества «Знание». Он – Учитель, которому в этом ноябре могло бы исполниться 90 лет.
Два вуза Рязани могут гордиться тем, что в их стенах работал Игорь Николаевич: РГУ имени С.А.Есенина (бывший РГПИ – Рязанский государственный педагогический институт) и филиал московского Института культуры, ныне университет.
Просвещение (образование) и культура – единая платформа, своеобразный базис судьбы одного человека. Сейчас это выглядит почти символично, а тогда, в 1981 году, мы, литфаковцы первого курса, были последними, кому повезло слушать Гаврилова и кого он мастерски вводил в литературоведение, оставив настолько яркий след своим лекторским мастерством, что тех знаний нам хватило на последнем курсе, когда мы сдавали литературоведение (а это уже самостоятельная дисциплина) другому преподавателю, возглавлявшему кафедру литературы, – В.В.Шахову. Для подготовки мы использовали записи лекций, прослушанных три года назад у Гаврилова. Судя по результатам экзамена, Василий Васильевич высоко оценил знания, полученные нами от его предшественника.
Сказать о том, что уход Игоря Николаевича из РГПИ был (и стал) большой невосполнимой потерей, это не сказать ничего. Мысль о том, что незаменимых людей нет, разбивалась на этом примере вдребезги, потому что заменить Гаврилова не смог никто. Понятно, что не набор сведений по той или иной дисциплине делают имя преподавателю, а соединение множества уникальных качеств, которые могут говорить о ярком таланте личности.
Игорю Николаевичу повезло, потому что в нем удивительным образом соединились и научная одаренность, и владение риторикой, и актерское мастерство (довелось ему блистать в свое время в студенческом драматическом театре), и литературный талант. Его стихи, которые мало известны рязанцам, были напечатаны в журнале «Сотворение» уже после ухода их автора из жизни, а потом органично вошли в Книгу Памяти, посвященную Игорю Николаевичу. Вот одно из них, датированное 1947 годом, – эхо послевоенной эпохи. Автору этих строк только исполнилось двадцать.
Земляника
А когда я уже не увижу рассвета…
А когда это будет? Зимой или летом?
Все равно. Будет день. Будет солнце. И дети,
Лишь меня уже больше не будет на свете.
Неужели я стану землею немою,
Я, когда-то бесстрашный и неутомимый,
Я, гордившийся дружбою с правдой прямою,
Целовавший веселые губы любимой?
Нет. Весною, когда вы раскроете рамы,
В первый солнечный день я уйду из могилы
Вновь на землю ростком земляничным упрямым,
Сладкой ягоды детства, знакомой и милой.
О Гаврилове ходят легенды, потому что целые поколения литфаковцев имели счастье быть студентами этого выдающегося преподавателя. Он умел говорить и держать паузу тоже умел. Его паузы порой были красноречивее слов и запоминались студентами ничуть не хуже. Он не только прекрасно знал свой предмет, но и умел преподнести эти знания так, что они оставались в памяти навсегда. Нет никакого сомнения, что и самые престижные российские вузы могли бы гордиться таким преподавателем.
Дружбой с этим человеком, которая началась в далеком 1956 году, гордился известный столичный журналист Виктор Кожемяко, отозвавшийся пронзительным некрологом на кончину друга: «Говоря о заслугах Игоря Николаевича Гаврилова перед Рязанью и всем краем рязанским – заслугах, безусловно, выдающихся, в первую очередь называют его многолетнюю преподавательскую деятельность в пединституте и институте культуры. По ряду параметров она действительно эталонная, что подтвердят, я думаю, все его ученики, в которых, как написал мне однажды сам Игорь, он растворился».
Помнится, как мы ходили слушать гавриловские лекции на территорию Рязанского кремля, где тогда находился лекторий Всесоюзного общества «Знание». Афиши о лекциях вывешивались в городе, на лекции ходить никто не принуждал, но зал всегда был заполнен, потому что нашего преподавателя хотелось слушать, его очень не хватало литфаку, когда он сделал выбор в пользу института культуры.
Сейчас понимаешь, что, конечно, институту культуры без Игоря Николаевича – как? Ведь именно для рязанской культуры Гаврилов сделал чрезвычайно много, собрав воедино имена всех выдающихся литераторов нашего края. Венцом его литературоведческого творчества стал биобиблиографический словарь «Писатели и Рязанский край» и монографические работы «А.Солженицын в Рязани», которые занимают заметное место в нашем краеведении.
Вместе с В.И.Астаховым Гаврилов создавал мемориальный музей-заповедник в Константинове. Он по праву считается учителем многих рязанских поэтов. «Я растворился в своих учениках», – не раз говорил Игорь Николаевич. Его учениками с гордостью называли себя В.Авдеев, А.Архипов, Б.Шишаев, В.Хомяков и многие, многие другие. Игорь Николаевич Гаврилов – автор более ста научных публикаций, имеющих большое значение для науки. Он состоял в переписке с Л.В.Маяковской, сестрой поэта, с Л.Р.Шейниным, с есениноведом Вдовиным. Часть переписки опубликована в «Книге Памяти», посвященной И.Н.Гаврилову.
Сегодня, когда не за горами юбилей Игоря Николаевича, хотелось бы еще и еще раз напомнить рязанцам о нем. Статьи, воспоминания, книги, вечера памяти. Все это будет, конечно. И еще – мемориальная доска на доме по улице Свободы, в котором жил этот яркий человек, – она очень нужна тем, кто останется жить завтра, послезавтра, после-после…
«Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей! Не смейте забывать Учителей!» (А.Дементьев).
И.Н.Гаврилов был талантливым учеником и талантливейшим Учителем, а потому имя его должно навсегда остаться в истории культуры Рязанского края, а если выходить за его границы, то и в истории Отечества, имя которому – Россия.
Ольга МИЩЕНКОВА