О голливудской деревне, распродаже бесценной недвижимости и доблестях ковалевской охраны
23–25 июля 2015г. в пока еще музее-заповеднике С.А.Есенина прошли юбилейные торжества по случаю 50-летия. Странно, но в числе приглашенных не оказалось Валентина Александровича Гаврилова. А ведь именно по проектам «Творческой архитектурная мастерской Гаврилова В.А.» с 1976-го по 1995 год (год столетия со дня рождения С.А.Есенина) был воссоздан уникальный архитектурно-природный комплекс – с решением территории, зданий, интерьеров и экспозиций и определены перспективы развития, за что мастерская была награждена дипломом правительства за активную работу по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения великого русского поэта. По проектам Гаврилова была проведена реконструкция сельского клуба под научно-культурный центр с литературной экспозицией, создан интерьер и экспозиция в доме Кашиной и земской школе, музейно-выставочный центр.
Иными словами, все «музейное», что открывается по сей день глазу туриста в Константинове, придумано и воплотилось в жизнь в том числе стараниями этого уже немолодого, но не по годам энергичного бородача, будто сошедшего с холста Василия Перова. Постоянно проживая в Санкт-Петербурге, где он еще мальчишкой пережил блокаду, Валентин Александрович очень активно перемещается по стране: Москва, Темрюк, Абакан... Выступает на конференциях, публикуется, периодически появляется на ТВ. В среду утром Валентин ГАВРИЛОВ передал этот текст в редакцию рязанской «Новой газеты».
После создания в 1974 году по нашим проектам музея-заповедника М.Ю.Лермонтова в Тарханах при постоянной поддержке секретаря обкома КПСС Пензенской области Г.Мясникова, минкультуры было предложено «Творческой архитектурной мастерской Гаврилова В.А.» последовательно выполнить работу по сохранению и развитию музея-заповедника С.А.Есенина в Рязанской области.
В 1982г. минкультуры был утвержден «Генеральный план музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территорий, зданий, интерьеров и экспозиций музея-заповедника С.А.Есенина». В 1995г. откорректированный проект был одобрен Государственной комиссией по проведению мероприятий и подготовке к проведению празднования 100-летия со дня рождения великого русского поэта. В кратчайшие сроки за 8 месяцев при постоянной поддержке главы администрации президента РФ С.А.Филатова был выполнен громадный объем работ: ежедневно работали более полутора тысяч человек. В день рождения поэта в музее-заповеднике С.А.Есенина состоялся грандиозный праздник. Затем музей стал одним из самых посещаемых музеев страны. Мастерская была награждена Почетным дипломом правительства России. Правительственная комиссия одобрила генплан музеефикации и последовательность осуществления работ по объектам музея.
Но с 1996г. при новом директоре музея Зое Дикун началась коррупция при реставрации, строительстве и создании так называемых «новых экспозиций». В 2001-м нам только при помощи С.А.Филатова удалось остановить строительство новой въездной дороги в музей рядом с кладбищем и усадьбой Есениных, которую проводили к незаконно построенным коттеджам в охранных зонах. Этот, на мой взгляд, преступный проект был подписан всеми инстанциями и, в том числе, министром строительства Рязанской области Шаукатом Габдулхатовичем Ахметовым. Преступление было остановлено, и мы сделали проект новой въездной зоны, который был рассмотрен минкультуры РФ и утвержден всеми инстанциями.
С 2006г., когда губернатором области стал Г.И.Шпак, а министром культуры РФ А.С.Соколов, коррупция в музее была остановлена. Директором музея была назначена Е.Н.Астахова – внучка Калинкина, который сидел в школе за одной партой с С.Есениным. Е.Астахова работала многие годы в музее и была уважаема всеми сотрудниками музея и жителями села Константинова. В этот период были успешно продолжены работы по развитию музея при постоянной поддержке Г.И.Шпака и А.С.Соколова.
В 2006г. наша мастерская выполнила корректировку «Генерального плана музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территорий, зданий, интерьеров и экспозиций музея-заповедника С.А.Есенина». В соответствии с этим генпланом ФГУП РосНИПИ «Урбанистика» в Санкт-Петербурге выполнил проект развития села Константинова, который также был утвержден в установленном порядке. Но в начале 2008г. Георгий Шпак не был назначен на второй срок и к власти приходит губернатор Олег Ковалев. А в Москве в минкультуры РФ убирают Соколова и ставят Авдеева. В минкультуры РФ было сделано все для процветания коррупции. Руководить культурой в Рязанской области были назначены – Царева, Горожанова, Соколова.
В январе 2010г. после моего и Е.Н.Астаховой выступления по центральному телевидению директор музея сразу же была уволена. Для прикрытия безобразий в музей был поставлен молодой человек, бывший сотрудник Государственного музея искусств народов Востока, не обладавший, на мой взгляд, особыми знаниями в литературе и творчестве С.А.Есенина – Борис Иогансон. Ему была предоставлена квартира в Рязани, откуда каждый день его доставляет в музей на машине за 40 км. Фамилия деда – знаменитого советского художника Иогансона – позволяет прикрывать все безобразия и преступления в музее?
Полностью нарушается «Генеральный план музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территорий, зданий, интерьеров и экспозиций музея-заповедника С.А.Есенина» (корректировка 2006г.), а также проект новой въездной зоны, выполненный ООО «Творческая архитектурная мастерская Гаврилова В.А.», утвержденный инстанциями в установленном порядке еще в начале 2010-го При этом постоянно нарушается авторское право нашей мастерской. Так, вместо создания новой въездной зоны по утвержденному проекту нашей мастерской, проведен незаконный «быстрый» конкурс под определенную фирму, которая создала проект «голливудской деревни» на этом месте. Осуществление этого незаконного проекта окончательно угробит экологию культуры музея Есенина. Кроме того, практически полностью уничтожена «Поповская застройка», в зоне которой находится усадьба Есенина. Изуродована зона, в которой находится дом Минакова и прилегающие здания. Здесь над всем господствует оранжевое здание ресторана Сахавата Мамедовича Бахшиева, где обычно потчуют все комиссии и прессу. Для посетителей музея и жителей села закрыт свободный проход на высокий берег с видом на Оку и леса Мещеры. Этот проход мимо дома Минакова и барской усадьбы всегда был свободен для жителей окрестных сел и посетителей музея. Остается директору музея повесить при входе известный лозунг «Каждому свое».
24 июля 2015 года я приехал в Константиново «без приглашения», выступил на «слабенькой и малочисленной научной конференции». При этом господин Иогансон дал минимум времени и потребовал «уважать власти области». Никому не сообщалось, что в 13 часов 15 минут к дому С.А.Есенина подойдет комиссия во главе с Ковалевым. Затем проследуют в дом священника Смирнова и потом к открытой эстраде для выступления перед собранием.
Я подошел несколько раньше к дому Есенина и увидел ужасное – на доме Малыша, примыкающем слева к дому Есенина, две огромных надписи красными буквами – «Дом продается» и контактные телефоны. Это напоминало надписи на могилах.
Этого не должно быть ни при каких условиях. По всем проектам этот дом должен был быть выкуплен государством еще в 2008 году. Но после того как убрали Г.И.Шпака – дом не выкуплен, а напротив дома Есенина практически уничтожена «Поповская застройка», в которой стоит единственное сооружение – карикатура на дом священника Смирнова.
Я хотел обратиться по этому вопросу к губернатору. Но когда он появился со свитой, меня нагло затолкала заранее приставленная ко мне команда из охранников, во главе которой стояли офицеры полиции в форме.
Далее мне не позволили подойти к памятнику поэта, авторы которого скульптор Бичугов и архитектор Гаврилов. Затем преградили путь к «дому Смирнова». Наконец, вообще не допустили к сидениям на концертной площадке. Пятнадцать человек выталкивали меня, когда я хотел пройти к сидениям.
В это время Ковалев с трибун нес несусветную чушь про последний проект по новой въездной зоне, принятый под руководством все того же Шауката Габдулхатовича Ахметова, теперь уже в ранге губернаторского зама.
При этом архитектурно-грамотного научно-методического совета в минкультуры РФ нет. Мединский получил от Авдеева коррумпированное министерство. В огромной стране нет Комитета по архитектуре, он не нужен частным инвесторам и девелоперам – спекулянтам недвижимостью.
Константиново из музейно-культурного и образовательного комплекса превращается в торгово-развлекательный. Вместо экспозиции в доме Минаковых и четырех домах, расположенных рядом с этим домом и старинным пожарным прудом, строится большой музейный кабак... рядом с громадным рестораном Сахавата Мамедовича. Таким образом, уничтожена старинная структура застройки зоны дома Минаковых и веками существовавшая дорога вдоль дома Минаковых и барской усадьбы, по которой все жители и приезжие ходили к Оке. Теперь за выход к реке нужно платить 50 р. Об этом очень хорошо в мае 2015 года поведал сатирик Михаил Задорнов.
Наскоро утвержденный проект новой въездной зоны, эта пародия на голливудскую деревню – окончательно убьет «экологию культуры» музея-заповедника С.А.Есенина.
При этом есть разработанный нашей мастерской и принятый в начале 2010 года эскизный проект новой въездной зоны в соответствии с «Проектом корректировки генерального плана музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территорий, зданий, интерьеров и экспозиций музея-заповедника С.А.Есенина», созданным и согласованным в 2006 году.
Характерно, что Ковалев, выступая с трибуны, не отметил тех, кто в девяностые годы (и особенно в 1995 году, к 100-летию со дня рождения С.А.Есенина) выполнил большой объем работ, что позволило воссоздать заповедник, восстановить здания с интерьерами и экспозицией, а также создать научно-культурный и музейно-выставочный центры. При этом он поощрил определенных угодных властям людей, а господина Иогансона наградил званием – заслуженный работник культуры Рязанской области.
Обычно ритуал посещения объектов музея комиссиями, руководителями и прессой таков: три минуты – усадьба Есенина, три минуты – дом Смирнова, затем представление, если идет какой-то праздник, затем – ресторан Сахавата Мамедовича – уже всерьез и надолго.
Для успешного развития России необходимо сохранять действующие и создавать новые музеи, достойные нашей Родины. В Уставе Императорского исторического музея в Москве (1883 год) сказано: «Музей есть самое мощное средство для постижения национального самосознания. Хотите найти национальную идею – идите в музей». Император Александр III распорядился создать музеи во всех краях России.
Во многих странах мира власти понимают, что музеи в современном мире выступают в роли «политического института», способствующего идее научного, культурного и общественного престижа страны. Жан Кокто сказал: «В какое удивительное время мы живем. Музеи превращаются в храмы, а храмы в музеи». Мы можем сохранить и упрочить Отечество, только если сохраним культурное и духовное наследие России. Следует поддерживать тех руководителей регионов, которые обеспечивают необходимые условия для сохранения, развития и создания новых музейно-культурных и образовательных комплексов. И, напротив, необходимо остановить «убийц экологии культуры» (выражение Д.С.Лихачева), планомерно уничтожающих музеи, а также объекты культурного наследия страны.
Валентин ГАВРИЛОВ,
руководитель ООО «ТАМ Гаврилова В.А.»,
Заслуженный архитектор РФ,
академик Академии архитектурного наследия,
член-корреспондент Академии наук и искусств СССР,
советник Российской академии естественных наук,
член президиума Международного совета музеев (ИКОМ России),
член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов РФ,
член Союза художников России,
житель блокадного Ленинграда
P.S. Материалы об уничтожении музея-заповедника С.А.Есенина Валентином Гавриловым направлены в Следственный комитет РФ.
Под текст
С 1974г. «Творческая архитектурная мастерская Гаврилова В.А.» разрабатывает «Проекты музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территорий, зданий, интерьеров и экспозиций», многие из которых осуществлены. Все проекты поддержаны министерством культуры и руководством регионов.
Сейчас при непосредственном участии Гаврилова и его мастерской происходит уникальное для России явление: уже в 2016г. в столице Хакассии Абакане будет завершено строительство одного из крупнейших музеев мира – Музейно-культурного и образовательного комплекса «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р.Кызласова». 7 января 2012г., находясь в Республике Хакассия, президент Путин поддержал проект музейного комплекса, созданного ООО «Творческая архитектурная мастерская Гаврилова В.А.» В 2016г. создание музейного комплекса мирового уровня будет завершено. Это стало возможным благодаря руководителю Республики Хакассия В.Зимину, который закончил Томский архитектурно-строительный университет. Уникальный пример того, как архитектурно грамотные люди успешно руководят регионами и министерствами РФ.
Музей в Абакане имеет общую площадь более 30 тыс.кв.м. Комплекс зданий вписан планировочно в круг, диаметр которого равен Красной площади в Москве, а диаметр центрального атриума равен куполу Собора Св.Петра в Риме. Музей включает значительные экспозиционные и выставочные залы, филармонический зал на 800 чел., комплекс «Детских студий наук и искусств» с большим Зимним садом, а также этнографическую парковую зону. Рядом будет построены здания «Дворца пионеров» и Республиканской библиотеки с медиа-центром. В зоне парка расположен современный спортивный комплекс. С 2012г. – начала строительства музейного комплекса – в Хакассии проходят уникальные международные форумы «Сохранение культурного наследия, как фактор развития регионов». На грандиозный праздник приезжают более 100 тысяч человек. Из России и других стран. Одновременно проходит народный праздник «День первого молока».
Нынешние власти Рязанской области от услуг мастерской Гаврилова отказались...
Валентин ГАВРИЛОВ