– У меня от коронавируса умер сосед, а потом и его жена, то есть вдова.
– А у меня хороший знакомый, коллега, он в другом месте работал, но мы тридцать лет общались.
Такие разговоры в Рязани сейчас можно услышать в каждом автобусе, в каждом кафе. О пандемии века начали говорить как уже о чем-то обычном: ну да, болеем, ну да, умираем, иногда слабые выживают, а здоровых и молодых хоронят. Лотерея какая-то.
Но даже в лотерее есть какие-то меры предосторожности. Чтобы не сбило автомобилем, надо не ходить через улицы в неположенных местах – и вероятность трагедии падает. Чтобы не проиграть в азартную игру, можно не покупать лотерейные билеты, не делать ставки.
Доля вакцинированных в нашем регионе на 20 сентября превысила 25%, но это низкий уровень – чуть больше, чем в Гватемале (24,3%), но чуть меньше, чем в Узбекистане (27,9%).
С «третьей волной» коронавируса в Рязанской области все было ясно еще в июне 2021 года. Как и во всей центральной России, в июне среди населения распространился так называемый «дельта-штамм», впервые замеченный в Индии. Он проникал в клетки даже к тем, кто ранее переболел коронавирусной инфекцией или привился от нее – то есть к людям, имеющим антитела в крови и клеточный иммунитет.
«Да, пациенты, сделавшие прививку, поступают в больницу с ковидом, – признался на своей страничке в социальной сети главврач Рязанской ОКБ Андрей Карпунин, – но ни один из них не попал в реанимацию, в этом случае болезнь протекает легко».
Выступая 27 сентября перед депутатами облдумы, главный санитарный врач Рязанской области Лариса Сараева подтвердила, что вакцинированные заболевают, но оговорилась, что таких случаев сравнительно мало. «Среди тех, у кого с момента второй дозы прививки прошло полных 14 дней, заболел только один процент», – заверила она.
Летом 2021 года умирал почти каждый третий рязанец, попавший в реанимацию. За январь-июль избыточная смертность (превышение числа умерших по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) в области составила 2393 человека. Из них от 60 до 85 процентов, по мнению врачей и федеральных чиновников, унес COVID-19.
Сейчас начался новый всплеск заболеваемости. Врачи внимательно следят за исследованиями микробиологов в Москве – не оповестят ли они, что до центра России добрался какой-нибудь «лямбда-штамм» из Перу.
Возникновение все новых и новых вариантов коронавируса в странах третьего мира (Африка, Азия, Южная Америка) связано со слабой вакцинацией: не встречая отпора и проходя через большое количество человеческих организмов, вирус видоизменяется. А это значит, что вакцины надо усовершенствовать, приспосабливать к новым штаммам. Или через несколько месяцев в статистике избыточной смертности мы снова получим волну подъема.
Если медицина отстанет, то не сможет защитить людей.
– Мы должны научиться в течение четырех дней готовить новые тест-системы и в течение четырех месяцев разрабатывать новые вакцины, – поставил задачу российской медицине бывший главврач Рязанской ОКБ Дмитрий Хубезов, недавно избранный депутатом Госдумы. – У нас всегда должен быть стратегический запас лекарств и средств индивидуальной защиты.
Это уже тянет на большую государственную программу масштаба национального проекта. А что? Ведь в Китае, Японии, Корее, на Тайване удалось весной 2020 года «загасить» первую волну заболеваемости! И сейчас все новые случаи заболевания там отлавливают буквально в аэропортах и на пришвартовывающихся кораблях.
Иначе мы будем встречать пятую, шестую и седьмую волны.