На Кубок мира были все надежды: он, по расчетам оптимистов, должен был прорвать стену тотальной изоляции сборных России. Российское хоккейное сообщество ожидало его с непередаваемым трепетом и воодушевлением. И каково же было разочарование, когда прилетело пусть пока неофициальное известие – турнир, скорее всего, через год с небольшим состоится, но сборной России на нем, вероятнее всего, не будет. Такого афронта никто не ожидал – Национальная хоккейная лига по определению должна была оправдать свою репутацию замкнутого на себе монстра, что в нынешней ситуации Россию полностью устраивало.
Когда-то в 2016 году. Сборные России и Финляндии на хоккейном Кубке мира, Канада. Фото: Zuma / ТАСС
Казалось, это был верняк: если в сильнейшей лиге мира продолжают спокойно и без всяких ограничений выступать россияне, то кто им запретит сыграть вместе на форуме, который полностью НХЛ и организует? Лига позиционирует себя как корпорация, не зависящая ни от международных спортивных организаций, ни от политиков, руководствуясь исключительно своими интересами и своей выгодой. Раньше нам ее самодостаточность и самодовольство сильно не нравились, а в последнее время в связи с изменением ситуации позиция поменялась: нынче слепые, глухие и жадные – можно сказать, лучшие друзья. Слепые – потому что не видят того, что их не интересует, глухие – потому не слышат возмущенных голосов, жадные – потому что не хотят терять денег ни при каких обстоятельствах.
Кубок мира всегда был турниром коммерческим, организаторы просчитывали все до последнего цента, и если уж соглашались на его проведение, то престиж главного, по их представлениям, события в мировом хоккее, определявшего лучшую из лучших сборную, был на втором месте после экономической целесообразности. После того как НХЛ начиная с Нагано-1998 прекратила игнорировать Олимпийские игры, Кубок мира перестал быть единственным и неповторимым – состоявшийся в Торонто в 2016 году последний по времени турнир вовсе оказался чуть ли не провальным во всех отношениях. Однако олимпийская хоккейная засуха-2018 и 2022 за авторством НХЛ и МОК, так и не сумевших дважды подряд договориться об участии в турнирах хоккеистов лиги, казалось бы, настоятельно потребовала незамедлительного возвращения собиравшего всех сильнейших форума.
Для нашего исключенного из привычной международной повестки сообщества, и не только хоккейного, потому что для сборных в игровых видах вообще не осталось ни одной лазейки, это было сущим благом. Можно сколько угодно кричать про уникальность «суперсерии» между сборными России и Беларуси, но это никого не обманет – «вторсырье» интересует исключительно организаторов. А тут не просто забрезжила надежда – сама логика событий вела к тому, что Россия с полным основанием возвращается на элитный международный уровень.
Пусть Международная хоккейная федерация грозит чем угодно – НХЛ на нее плевать хотела, ей нужен финансово успешный турнир, а без Овечкина, Василевского, Панарина и Кучерова какая может быть успешность?
Хоккеист Александр Овечкин. Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Наших оптимистов не насторожило, что организаторы как-то быстро перенесли запланированный на 2024-й турнир на год вперед. Не заметили, что обсуждение формата грядущего события идет как-то вяло, без энтузиазма. Можно было не придать значения тому, что после шокового февраля 2022-го НХЛ довольствовалась формальными ограничениями вроде запрета на продвижение своего «продукта» в Россию – ерунда, жили и проживем без вывески «Флорида» против «Тампы» в Питере или «Рейнджерс» против «Нью-Джерси» в Москве, у нас своих дерби хватает. Обойдемся и без «недоделанных» чемпионатов мира – кому они нужны без такой великой хоккейной державы, как Россия? Но Кубок мира без нас, слава богу, невозможно представить.
В начале осени в России уже обсуждали будущий состав сборной и проблемы, связанные исключительно с ним, – вроде той, что вратарей высочайшего класса у нас хоть отбавляй, на пять сборных хватит, а вот с центральными нападающими как-то слабовато, что в конкуренции с лучшими сборными мира может сказаться.
И вот когда у нас ждали только отмашки для начала большой раскрутки, Россия получила удар клюшкой под дых – с объяснением, что «отдельные федерации» выступают против участия в совместном турнире с россиянами.
Отказ, пусть пока еще неофициальный, сопровождался оговорками и реверансами в сторону российских звезд, но от этого было не легче. К «потерявшей лицо» НХЛ сразу возникли вопросы: с каких это пор могущественная корпорация слушает «отдельные федерации», причем даже не североамериканские? С чего она стреляет себе в ногу, лишая турнир российских звезд, чем резко понижает его привлекательность? Где их хваленый приоритет бизнеса над всем прочим? И нет ли здесь известно чьей политической воли?
Насчет последнего можно успокоиться – Джо Байден главе НХЛ Гэри Бэттмену не звонил, он в такие дела не вмешивается. А вот то, что НХЛ как одна из немногих спортивных организаций, на деле воплощавших мантру российских чиновников «спорт вне политики», оказалась не так уж сильно «вне», крайне обидело наших поборников «чистого спорта». В отказе сборной России они увидели зависимость «независимой» НХЛ от «русофобского» тренда или, по меньшей мере, сдачу позиций. Мы вроде как на них надеялись, а они нас подвели.
Повесить всех собак на руководство НХЛ, которое, замечу, ничего и не обещало, не получится – в конце концов, российских хоккеистов никто из лиги не изгоняет, тут линия НХЛ вполне прагматична. А отношение к Кубку мира говорит о том, что лига в некоторой растерянности перед вопросами, находящимися за пределами ее компетенции. Слишком сложными, чтобы совсем их игнорировать, – равно как не получается игнорировать отношения с теми же федерациями хоккея Швеции и Финляндии, сборные которых будут приглашены. Легче сохранить добрые отношения с теми партнерами, с которыми меньше проблем, тут опять же вполне прагматичный выбор.
Полностью отказаться от Кубка мира вроде как не к лицу, а провести его в полном объеме турбулентность мешает. Оттого-то пока речь идет об участии всего четырех, максимум шести сборных, ясности нет ни с составом, ни с форматом, ни с логистикой. Такое ощущение, что лиге в тягость заниматься турниром, который и название, скорее всего, сменит.
Точнее всего о ситуации с отказом высказался исполнительный директор Ассоциации игроков НХЛ Марти Уолш: «Ужасно, что приходится считаться с тем, что происходит в мире». Словосочетание «приходится считаться» здесь основное.
А нашим непрошибаемым ревнителям чистоты стоило бы вспомнить, что россияне сами умудрились подгадить лояльному союзнику вначале «делом Федотова», а совсем недавно реакцией на реплику президента РФ «разобраться с дельцами», увозящими наших «ребятишек» за океан.
Напомню, что свежеиспеченного серебряного призера Олимпиады-2022 и обладателя Кубка Гагарина, вратаря ЦСКА Ивана Федотова забрали в армию, когда у того уже был на руках контракт с «Филадельфией Флайерз». Через год по возвращении «летчики» тщетно ждали Федотова у себя – осуществивший «операцию спасения» ЦСКА не просто заявил вратаря, но и проигнорировал его временную дисквалификацию Международной федерацией хоккея. Демонстрацию оголенной нижней части тела ненавистному Западу многие посчитали доблестью, нимало не заботясь о том, как это повлияет на отношения с НХЛ. Полагаю, что и забота о «ребятишках», которой вроде как занялись Минспорта и Государственная Дума, будет в том же ряду демонстраций. Прямо эти события не могли повлиять на решение секвестировать Кубок мира за счет России, но косвенное влияние не исключается.
Для меня ничего неожиданного с ситуацией вокруг Кубка мира нет. Жаль, конечно, что так получилось, но уповать на то, что игра свободна от происходящего далеко за пределами ледовых арен, не приходится. Даже если это игра в исполнении НХЛ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ