Попытаться поймать взгляд кошки – все равно, что всматриваться в объектив фотокамеры. Влажный блеск, загадочная полупрозрачность, непроницаемый зрачок... Смеженные веки как лепестки диафрагмы объектива. И огромный непознанный мир – по ту сторону. Поймав однажды свое отражение в круглых кошачьих глазах, уже навсегда попадаешь под их гипнотическое обаяние. Как фотокамера сохраняет для долгой памяти мгновения нашей жизни, так и кошки разделяют с человеком все радостные и горестные минуты. Оставаясь при этом, впрочем, сами по себе…
Кошки – «это хранители веселых, радостных минут, счастливой канвы, что проступает даже в самой несчастливой участи» (© Мюриель Барбери «Элегантность ёжика»).
Если долго всматриваться в кошку, кошка начинает всматриваться в тебя. Фотограф Андрей Павлушин испытал на себе сотни кошачьих глаз. Настороженно и доверчиво, исподлобья и отрыто, лениво приоткрыв веки и хитро прищурившись… Кошки следят за этим настойчивым фотографом, который вот уже почти 15 лет ведет летопись кошачьего народа в самых разных странах.
Меланхоличные кошки, охраняющие покой кладбища Пер-Лашез в Париже. Кошачья Ассоль, поджидающая свои алые паруса, с крохотного острова Эдик посреди Атлантики. Вальяжный кот, развалившийся в гаагском кресле. Кошки в свете красных фонарей Амстердама. Влюбленный котик Брюссеира. Кошки из Нанта, осваивающие компьютерные хитрости. Деликатные коты Петербурга. Холеные столичные штучки. И бывалые пираты рязанских подворотен.
Кошки породистые и домашние, дворовые и трущобные, подвальные и чердачные, ручные и дикие. С блестящей шерсткой, вымытой дорогими шампунями, и испытавшие на своей шкуре все тяготы свободы.
Фотографируя кошек, Андрей Павлушин вовсе не стремится создать красивую картинку, вызывающую умиление. Даже в кошачьей теме он остается верен жанровой фотографии. Кошки на его снимках застигнуты врасплох, они живут и действуют, проявляя свой неповторимый характер.
Из богатой коллекции, насчитывающей уже около 300 фотографий, Павлушин представил рязанцам 40 снимков. «На пороге – кот года» – так называется его выставка, приуроченная к наступающему году кота. Но, по сути, эта выставка оказалась двойной, поскольку кроме фотографий кошек на ней представлены еще и «пээфки» фотографа.
PF – это особое явление в фотографии. Если буквально – новогодняя фотографическая открытка, фотопоздравление. Но фактически – это миниатюрное произведение искусства, которое фотограф создает специально к празднику. В небольшом формате автор отражает все свое мастерство, фантазию, эмоции, пережитые за год, и посыл на будущее. Обязательным атрибутом любой «пээфки» являются подпись автора и две буквы PF, полученные из первых букв французского «Pour Feliciter» («чтобы поздравить») или итальянского «Po Felicita» («на счастье»). (Впрочем, есть и другие версии расшифровки). Все остальное – определяется воображением фотографа. Каждый новый год во всем мире фотографы и фотолюбители дарят на счастье друзьям и близким открытки PF.
«Будь умерен в желаниях», – предупреждает Андрей Павлушин через PF, где кот стережет золотых рыбок в аквариуме. «Держись за жизнь!» – убеждает котенок, вцепившийся коготочками в толстое дерево. А кошка, присевшая на ступеньках лестницы, приглашает все выше и выше: «Не останавливайся на достигнутом!»
Вера НОВИКОВА