Что думают рязанские волонтеры о драконовском законе, подготовленном в Совфеде
Совет Федерации подготовил проект закона «О волонтерстве». Планируется, что уже весной Госдума приступит к его рассмотрению. Законопроект предусматривает создание ведомства, которое будет регулировать отношения государства и волонтеров, а также займется регистрацией последних. Мнения самих волонтеров о необходимости такого закона разошлись. «Новая газета» узнала, что думают о нем координаторы рязанских добровольческих движений и простые волонтеры.
Нина ЗОТОВА, глава общества помощи бездомным животным Рязани «Лучшие друзья»:
– Я считаю, что этот закон в целом направлен на сворачивание волонтерской деятельности. Конкретно нашей организации он, если будет принят, помешает по двум причинам.
Во-первых, от нас потребуют еще больше всяких бумаг и отчетностей. Уже сейчас мы отчитываемся перед всеми инстанциями, перед которыми только возможно. Вплоть до того, что иногда сдаем пустые отчеты – потому что бумажка нужна, а указывать в ней нечего. Документы подготавливают и оформляют волонтеры, они не получают зарплату за бумажную и юридическую работу. Если закон примут, им придется еще больше времени уделять волоките – и меньше конкретной работе. Система, к сожалению, и так очень забюрократизирована, а будет – еще больше.
Во-вторых, боюсь, что необходимость регистрации и сообщения каких-то данных о себе отпугнет многих волонтеров. Многие просто приходят, например, чистить клетки животных на передержках – зачем им при этом оставлять свои паспортные данные? Кому нужен этот учет?
Если закон примут, и он будет работать, то по желанию властей закрыть можно будет абсолютно любою волонтерскую организацию в любой момент.
Инна СУЧКОВА, координатор программ фонда «Детские Домики» в Рязанской области:
– Позиция фонда – мы не даем комментарии по законам, которые еще не приняты.
Константин ФОМИН, волонтер Экологического рязанского альянса:
– Причина столь «неожиданного» интереса к деятельности активистов очевидна – это рост гражданской активности, которую власти считают опасной для себя. Все, кто тушил лесные пожары в 2010-м или помогал пострадавшим от наводнения в Крымске, своими глазами видели, что неэффективная политика последних лет приводит к страшным последствиям, причем ликвидировать их самостоятельно государство уже не может. Немудрено, что многих волонтеров теперь можно увидеть на оппозиционных митингах.
Власть считает добровольческие сообщества опасными для себя, потому что плохо понимает, на каких принципах они основаны, и не может их контролировать. Лично я столкнулся с этим, когда мы готовились к проведению Всероссийской уборки мусора, которая состоялась 15 сентября 2012 года. Некоторые деятели, связанные с правящей партией, пытались подмять нашу инициативу, а когда это не получилось – просто стали приписывать себе успехи волонтеров.
Основополагающий момент злополучного законопроекта – обязательная регистрация добровольцев. Это однозначно замедлит и затруднит наше реагирование на те же стихийные бедствия. Многие люди просто откажутся участвовать в акциях, так как не захотят, чтобы данные о них попали в какой-то всероссийский реестр.
Прописать в проекте закона необходимость в письменном виде оформлять договор между добровольцами и некими «организаторами» могли только люди, которые очень далеки от этой сферы. На подобную бумажную волокиту нет времени, когда рядом – люди, которые нуждаются в помощи. Абсурдна сама идея того, что добровольцы должны быть членами некой организации, у которой есть какие-то начальники, несущие за все ответственность.
Предлог, под которым это делается, понятен – повышение безопасности, возможность застраховать всех добровольцев от несчастных случаев (естественно, за счет тех самых «организаторов», а не государства). Но людей, которые рвутся тушить пожары, этот закон все равно не остановит. А вот волонтерам в социальной сфере он может навредить сильно – им без регистрации могут закрыть доступ в те же детские дома.
Впрочем, разумные идеи в этом законопроекте тоже встречаются. Например, его авторы предлагают поощрять добровольцев за участие в акциях и определить ответственность органов власти за противодействие волонтерству. Также нужно помнить о том, что многое зависит от поправок – они могут изменить текущую концепцию закона до неузнаваемости, в лучшую или худшую сторону.
Как и нашумевший закон о некоммерческих организациях, который позволяет окрестить их «иностранными агентами», закон о волонтерах вряд ли будет регулярно применяться на практике. Скорее всего, его будут использовать выборочно, чтобы приструнить тех, кто неугоден власти и слишком зарвался. Начальники на местном уровне, за исключением явных неадекватов, не станут мешать волонтерам, спасающим людей и природу. Однако такие печальные случаи тоже будут, и не раз обернутся трагедией.
Анна КЕРНОСОВА, комиссар студенческого «Звездного похода»:
– К законопроекту я отношусь нейтрально. Он просто закрепляет все то, что давно существует и сложилось под действием традиций. Сомневаюсь, что после принятия закона жизнь волонтеров изменится в ту или иную сторону.
Некоторые положения кажутся мне недоработанными, некоторые, частично противоречащими реалиям, но большая часть законопроекта, как мне кажется, направлена на поддержку волонтерского движения. Внимательно ознакомившись с документом, я не увидела в нем скрытых угроз, ограничений, методов ограничения или прекращения деятельности волонтерских отрядов.
КОММЕНТАРИЙ
Роман СИВЦОВ, участник тушения лесных пожаров 2010 года:
– Первое, о чем необходимо помнить, обсуждая закон о волонтерах: он касается совершенно особой группы людей, чья деятельность направлена не на получение материальной либо иной выгоды. Людей зачастую весьма хрупкой душевной организации, чьи действия в большинстве случаев компенсируют полное пренебрежение государства своими обязанностями. Их не волнуют налоговые поблажки, какие-то льготы. Направлен ли данный закон на помощь таким людям? Очень сомневаюсь.
Закон откровенно «дырявый», практической пользы от него никакой, в этом он очень похож на ФЗ «О добровольной пожарной охране». Его состряпали после пожаров 2010 года с целью затруднить действия волонтеров-пожарных, но по сей день, к счастью, он толком не работает.
Стоит вспомнить, что идея принятия закона «О добровольчестве» (волонтерстве) тоже появилась не на пустом месте, для этого должна была случиться катастрофа в Крымске, когда в первые дни власть проявила полную свою беспомощность, и помощь пострадавшим жителям оказывалась лишь силами приехавших добровольцев. Которые с первых же дней поведали стране, что ни местное руководство, ни силы МЧС реагировать на нештатные ситуации не готовы. Так вот, если закон будет принят, то вполне официально эти «понаехавшие» в подобной ситуации будут просто выставлены из зоны бедствия, потому как «Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих». Что такое «опасные виды работ» закон не расшифровывает, поэтому все карты ложатся в руки местных властей. То есть, если не хочешь работать по указке только что облажавшихся местных чиновников, давать им все сведения о себе – до свидания. Готов ждать, пока чиновник непонятно откуда возьмет и прогонит через нужную контору страховые деньги (вы посидите, подождите пока, через недельку все бумаги оформят, и мы вам скомандуем, что нужно делать), можешь возвращаться домой. Думается, так в этом случае многие и поступят. А кто останется в надежде, что ему дорогу оплатят или хотя бы покормят и ради этого подпишет договорчик, тому придется забыть о возможности хотя бы правдиво рассказать, что на территории ЧС творится. Потому как есть пункт в законе о том, что он обязан «соблюдать конфиденциальность информации, к которой имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности».
Зато ребята из различных прокремлевских молодежных группировок смогут развернуться вовсю: ради возможности сфотографироваться на фоне пожара или наводнения им теперь и транспорт оплатят, и спецодежду на память подарят, все по закону.
Софья КРАПОТКИНА