Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 31 марта 2008 г.
Не верьте написанному на заборе

Прошлая неделя для работников автовокзала «Центральный» началась с тихого народного бунта. Яблоком раздора между жителями микрорайона Мервино и руководством автовокзала стал новый забор, которым примерно месяц назад обнесли совершенно на это не рассчитанную территорию «Центрального». Фактически ограждение перекрыло все удобные и безопасные выходы из микрорайона. И местные жители отнюдь не намерены с этим мириться.

В понедельник, 24 марта, около 40 человек пришли к рязанскому автовокзалу, чтобы показать его работникам и приглашенным СМИ, как им приходится выживать в каменно-железных джунглях. Среди митингующих подавляющее большинство – женщины с детьми и пенсионерки, которые от решетчатых нововведений страдают особенно сильно. Галина Свирина, к примеру, прожила на улице Мервинской 34 года, и только сейчас готова пойти войной против ретивых собственников:
– Пусть строят что хотят, но нам пройти негде. Это неприятно людям, которые здесь всю жизнь прожили. Грязь, лужи, асфальта нет. За детей переживаем: ведь по проезжей части ходить приходится. То, что дирекция говорит, якобы мы движению автобусов мешаем, но за 50 лет работы автовокзала не было ни одного случая, чтобы кого-то сшибли, зато на Мервинской – постоянно. Нам не нужно звезд с неба. Нужно, чтобы открыли калитку (хотя бы на день, а ночью могут и закрывать) или сделали нормальный тротуар.
Досталось даже представителям правопорядка, которые попытались разогнать несанкционированный митинг. Уже через секунду им самим пришлось ретироваться под нажимом разбушевавшейся женской толпы.
Этот забор мог и не вызвать таких волнений, если бы лет пять назад на пересечении Московского шоссе и Мервинской улицы, как раз на углу автовокзала, не начали возводить торгово-офисное здание. Строители старались, как всегда, только для себя: площадь отгородили аж до проезжей части, а полагавшийся в таком случае навес с пешеходной дорожкой не сделали вовсе. Но мервинские жители привыкшие: у них под боком постоянно что-нибудь строят. Так что безропотно стали обходить постройку со стороны автовокзала, так как это было гораздо безопаснее. Мервинская улица плохо освещена, а движение на ней сильное, так что тем, кто решит пройтись по проезжей части, попасть под колеса какого-нибудь лихача – проще простого.
Автовокзальную решетку на своем привычном пути мервинцы приняли за личное оскорбление. Калитку, перегородившую народную тропу, несколько раз срывали с петель. В конце концов, руководство автовокзала приказало заварить проход намертво. Хотя молодым людям это по-прежнему не мешает двигаться в привычном направлении к магазину: они просто сигают через ограду. Пострадали лишь люди пожилые, которым нужно добраться до районной больницы. Им теперь одна дорога – лавировать по проезжей части Мервинской улицы. На прошлой неделе во время такого маневра чуть не сшибли женщину с ребенком. Это и стало последней каплей – жители вышли на улицу.
Неудобства испытывают не только местные жители, но и сами клиенты рязанского автовокзала. Пока я беседовала с недовольными мервинцами, к заваренному проходу с противоположной стороны подходили и подходили люди. Двое мужчин с тяжелыми сумками, только вышедшие из автобуса, громко матюгнулись при виде сплошной решетки и потащились в обход. Еще двое молодых людей (пассажиры проходящего автобуса), выбегавшие до магазина, также чертыхаясь, полезли через забор.
Кстати, москвичи (а именно с московских автовокзалов взяло пример рязанское руководство) такую систему, когда попадаешь на перрон, а потом никуда не можешь выбраться, клянут на чем свет стоит, потому что это неудобно. А безопасность от такого благоустройства сомнительная. Террористам загнанные в клетку сборища людей только на руку: панику в закрытых пространствах посеять легче.
Вообще, прогуливаясь по автовокзалу, я не нашла ни одного довольного ограждением человека: и среди пассажиров, и среди встречающих-провожающих бытует мнение, что, мягко выражаясь, это маразм. Действительно, получилась парадоксальная ситуация: ночующие на вокзале бомжи руководству не мешают, а вот мервинские старушки – просто угроза национальной безопасности. Только поделать с автовокзальным начальством ничего нельзя – они собственники, что хотят, то и воротят.
Также, впрочем, некого призвать к ответственности и за захват пешеходного тротуара. Стройка находится под арестом. Когда завершится – неизвестно. Правда, после того как вокруг автовокзальных заборов поднялась такая шумиха, забором строительным заинтересовалась-таки архитектурная инспекция. Хотя проверять правомерность этой стройки нужно было еще пять лет назад. Тогда достаточно было сделать замечание строителями, а теперь нужно будет вести длительную переписку с различными владельцами неудавшегося офисного центра.
А между тем народное недовольство в Мервино растет. Если власть не обратит внимания на их беды, то вполне реальными могут стать угрозы снести забор. Причем как строительный, так и автовокзальный.


прямая речь

Андрей ЯРЫГИН, генеральный директор ОАО «Пассажиравтосервис»:
– Мы не рады сложившейся ситуации. Но забор – это наведение порядка. Жители ходили по такой же проезжей части, только машины здесь ездят не с такой интенсивностью. Мне нужны на территории автовокзала пассажиры, а не пешеходы. Мы будем полностью огораживать автовокзал, по всему периметру. И будем запускать народ красиво, не по грязи.
Этот митинг организовал угловой магазин. У них упал товарооборот, поэтому они и поднимают волнение.

Галина Смирнова