Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 31 марта 2016 г.
Самооборона закончилась 23 годами тюрьмы
Отец и сын, спасаясь от вооруженных молодчиков, в итоге стали жертвами судебного произвола. Дело дошло до ведущих правозащитников страны



В свой последний рабочий день на посту уполномоченного по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова обратилась к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с ходатайством о пересмотре приговора героям «Новой» – отцу и сыну Савченковым, которые за спасение собственных жизней получили в Рыбновском райсуде 23 года тюрьмы на двоих. 

7 февраля 2012 года Рыбновским районным судом Рязанской области жители подмосковной Коломны Борис САВЧЕНКОВ и его сын Александр были приговорены к 11 и 12 годам лишения свободы, соответственно, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Отцу и сыну вменена часть «4» статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Тем не менее, приговор вызвал недоумение у следивших за делом журналистов. При всем драматизме произошедшего очевидно, что действия Савченковых представляли собой необходимую оборону и, в крайнем случае, возможно анализировать, были ли превышены ее пределы.

Фабула дела такова. Житель Коломны Борис Савченков, пенсионер, инвалид и ветеран труда, с середины 1990­х годов занимался мелким бизнесом: разведением и торговлей курами в сельской местности. Конкурентную борьбу с его семьей вели местные братья Решетковы, Виталий и Денис, причем откровенно криминальными способами.

Начиная с 1998 года, братья Решетковы совершили не менее девяти нападений, которые привели к травмам различной степени тяжести у Савченковых. Нападая, Виталий и Денис Решетковы сломали Борису Савченкову ногу и три ребра, нанесли черепно­мозговую травму, сломали челюсть Александру, многократно избивали второго сына Бориса – Савченкова Юрия.

Возбуждались уголовные дела против братьев Решетковых, однако это их не останавливало (ч.1  ст.116, два эпизода по ч.2 ст.112 УК РФ), и правоохранительные органы не старались пресечь их агрессию, так как не спешили передавать дела в суд для рассмотрения по существу. 

5 июня 2009 года Борис Савченков и его сын Юрий приехали торговать в поселок Дивово Рыбновского района Рязанской области. Здесь на них напал Решетков Виталий: он бросился к автомобилю Савченковых, так как ждал их на месте продажи, и попытался, угрожая ножом, вытащить их из машины. Савченковы были вынуждены немедленно покинуть поселок Дивово, однако Решетковы бросились за ними в погоню. Оторвавшись от преследования агрессивно настроенных Решетковых, Савченковы приехали в село Костино Рыбновского района.

Сюда же, в связи с тем, что Борис почувствовал себя плохо, подъехали его жена Людмила и второй сын Александр. (Александр с отличием окончил ВУЗ, учился в аспирантуре и написал кандидатскую диссертацию. В семейном бизнесе не участвовал, приехал навестить родных).

Спустя примерно пять минут после приезда Савченковых в село Костино туда на большой скорости въехал автомобиль Решетковых. Решетковы напали на Савченковых: Виталий ударил ножом Савченкова­старшего в живот и избил, а затем ударил ножом в руку его жене Людмиле и разбил ей голову. Решетков Денис избивал и душил старшего сына Савченковых Юрия.

Отбиваясь от нападавших, Борис Савченков совершил несколько выстрелов из травматического оружия. Его младший сын Александр, убежав от нападавших, находился в нескольких десятках метров от места происшествия и в потасовке участия не принимал.

После оборонительной стрельбы из «травматики» Савченковы тут же вызвали скорую помощь и полицию, в первую очередь для себя самих. Следует отметить, что приобрести травматическое оружие Савченковым посоветовали сотрудники Коломенской прокуратуры после серии предыдущих нападений Решетковых на Савченковых.

После происшествия в Костино, получив медицинскую помощь, Савченковы приехали в ОВД города Рыбное Рязанской области давать показания, рассчитывая на объективность со стороны правоохранительных органов.

Позже пришло известие, что Виталий Решетков скончался в машине скорой помощи от оборонительного выстрела Савченкова­отца. Борису и Александру в результате предъявили обвинения по ч.4 ст.111 УК РФ.

В ходе следствия был найден нож, с которым нападал Виталий Решетков. У Савченковых были зафиксированы травмы, резаные раны и следы от избиений Решетковыми. Далее был судебный процесс.
Савченковы верили в то, что он будет объективным и справедливым.

Однако суд «окрестил» ранее не судимых и никогда не привлекавшихся к уголовной ответственности Бориса на 11 лет, а Александра на 12 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Как показывает судебная практика, такие огромные сроки по этой статье редко дают даже закоренелым, неоднократно судимым преступникам­рецидивистам.

Савченковы и их адвокаты обжаловали приговор в вышестоящие судебные инстанции, однако суды отказались исправлять ситуацию.

На стадии обращения в Верховный суд РФ делом Савченковых занялся профессиональный юрист, член Совета при президенте РФ по правам человека (далее СПЧ), адвокат Юрий Артемьевич Костанов. Ознакомившись с делом, он сделал вывод, что приговор незаконный, фактически в действиях Савченковых была необходимая оборона, а Рыбновский районный суд, судивший Савченковых, дал неверную оценку доказательствам по делу. Юрий Костанов также пояснил, что необходимо обращаться к уполномоченному по правам человека в РФ, в его аппарат, за помощью в разрешении ситуации по делу.

После тех событий делом занялась постоянная комиссия по прецедентным делам СПЧ, ввиду чего председатель комиссии Мара Федоровна Полякова назначила независимую экспертизу на предмет проверки законности и справедливости суда и следствия по делу. Высококлассные юристы, члены комиссии Сергей Анатольевич Пашин и Тамара Георгиевна Морщакова установили, что суд, вынося приговор, неверно применил уголовный закон, при этом имели место нарушения УПК РФ.
На заседании комиссии заключения С.А. Пашина и 

Т.Г. Морщаковой были единогласно утверждены, о чем было доложено председателю СПЧ, советнику президента по правам человека Михаилу Александровичу Федотову.

Председатель СПЧ Михаил Федотов направил обращения генеральному прокурору РФ Ю.Я.Чайке с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования, направленных на отмену приговора. Также в адрес уполномоченного по правам человека в РФ Э.А.Памфиловой обратились руководители правозащитных организаций, такие как: Людмила Михайловна Алексеева (Московская Хельсенкская группа), Лев Александрович Пономорев (движения «За права человека»), Олег Петрович Орлов (правозащитная общественная организация «Мемориал») и Валерий Васильевич Борщев (фонд «Социальное партнерство») с просьбой об обращении уполномоченного с ходатайством к председателю Верховного суда РФ В.М.Лебедеву о проверке вынесенных по делу решений в порядке надзора.

По результатам рассмотрения обращения правозащитников к уполномоченному по правам человека Э.А.Памфилова согласилась с мнением членов комиссии С.А.Пашина и Т.Г.Морщаковой и 25 марта направила соответствующее ходатайство председателю Верховного суда РФ В.М.Лебедеву. Остается надеяться на то, что Верховный суд РФ примет законное и справедливое решение, а по делу Савченковых наконец­то будет установлена истина и невиновные люди выйдут на свободу.
 
Отдел расследований