Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№20 от 31 мая 2018 г.
Красное и опасное
В Рязани отравлен живописный водоем. Виновных не нашли, а люди продолжают купаться в мертвом озере

О состоянии рязанской экологии не нужно спорить, стоит просто подойти к дверям поликлиники онкологического диспансера в семь утра. Вероятно, в рядах пациентов вскоре ожидается прибавление: в недостоевском озере обнаружили 30-кратное превышение уровня тяжелых металлов.

Ежегодно Рязань подсчитывает потери: вырубили и застроили складскими помещениями защитную полосу, уничтожили ради возведения высоток садоводческое товарищество, отобрали под застройку пойму между «Премьером» и автовокзалом, «законно» перевели солотчинский лес в зону жилого строительства. Там намечают на стадионе построить пятидесятый спорткомплекс, здесь прямо в зеленом дворе планируют воткнуть 12-этажку. Жители района Дашково-Песочня беспрестанно жалуются на удушающую химическую вонь, власти их успокаивают: все в норме, дышите глубже! Периодически вонь накрывает и другие районы города, но там то ли местные более толерантны к покушению на их здоровье, то ли, глядя на обитателей Дашков, убедились в полнейшей бесполезности жалоб. 




В середине апреля в частном секторе микрорайона Недостоево стало ярко-красным небольшое озеро. Благодаря неравнодушию местных, «замять» информацию не удалось. Но и ЧС никто объявлять не собирается, поэтому в озере уже были замечены купальщики, на берегу щиплет травку домашняя скотина. Вырастет ли теперь у этих коз еще по паре копыт или они «откинут» уже имеющиеся – скоро увидим.

Тяжелые металлы

Озеро, которое находится в непосредственной близости от улицы Новостройка в малоэтажном Недостоеве, было любимым местом для детей и взрослых в любое время года: зимой катались с горки и на лыжах, летом купались и рыбачили, весной и осенью просто отдыхали на природе. Брали воду для полива огородов, потому как поливать лучок с огурчиками водой из-под крана – занятие для людей хорошо обеспеченных. 




В начале апреля семья местных жителей вместе с детьми вышла на берег, чтобы посмотреть, как тает лед. Но вместо «природных красот» увидели пятно отвратительно-коричневого цвета, почти черного. Оно «красовалось» прямо посреди озера. Рязанцы не смогли подойти поближе к этому «сюрпризу» и рассмотреть, потому что у берега лед уже растаял, показалась вода. Тогда она была еще нормального цвета. После таяния льда, как только «пятно» растворилось в воде, озеро приобрело ядовито-красный цвет. Местные откровенно испугались: что это? Кто-то готовит декорации к триллеру типа «Багровые реки»? Или сразу все предприятия города выбрали водоем подходящей помойкой для слива химических отходов производств? 

Одни позвонили в МЧС, другие на телевидение и обратились в СМИ. Журналисты телерадиокомпании «Ока», собираясь на съемки, сообщили в прокуратуру и министерство природопользования – сотрудники этих ведомств также прибыли к покрасневшему водоему. Они взяли пробы в озере, ручье, который впадает в него, и уже вскоре озвучили предварительные результаты анализов: уровень железа, цинка и свинца превышен в 30 раз. Железо, по словам специалистов-экологов не так опасно для здоровья: например, в реке Пре его уровень превышен, но не критично. Цинк и свинец – тяжелые металлы, которые практически не выводятся из организма. 

В сюжете ТРК «Ока» прозвучало предположение: вода изменила цвет из-за того, что в нее через ручей попала часть шламоотвала, который с 1980-х годов возвышался вдоль автодороги на улице Промышленной. Экоактивист Андрей Петруцкий категорически не согласен с этой теорией и считает ее смешной, «для отвода глаз».

«Шламоотвал около 50 лет там существовал, и ничего вокруг не краснело. А здесь вдруг покраснело. Это сказки для детей. Сейчас нужно срочно как-то огораживать водоем, объявлять о запрете купания и проверять предприятия, в работе которых используется цинк. Следующей весной тяжелые металлы с талыми водами могут попасть в Оку», – предположил он. 

«Купание запрещено. Опасно для жизни»

Однако видимых экстренных мер никто не принимает. Никаких запрещающих купание табличек, никакого намека на опасность. Озеро по-прежнему имеет красноватый оттенок, хоть и не такой насыщенный.

С берега, который находится на улице Новостройка, видно село Городище, Солотчинский мост и еще несколько небольших озер. Место красивое своей первозданной красотой, не тронутое любителями высоток и всевозможных «туристических кластеров». Единственная радость местных жителей, потому что больше восторгаться нечем: к деревне ведет направление, которое будто специально «украсили» буграми и канавами величиной с лунный кратер. До детских садов, школ и поликлиник с больницами далеко, в шаговой доступности только предприятия «Точинвест Цинк» и Рязанский кожевенный завод. Чуть дальше – Тяжпрессмаш и Дягилевская ТЭЦ. Не слишком похоже на необходимую для жизни инфраструктуру. Было озеро, теперь нет его. 

Вспомнилось, как в 2015 году молодой рязанец сломал 15 саженцев лип на Московском шоссе. Его нашли, судили и назначили штраф почти миллион рублей. Новость о «страшном преступлении» и «справедливом и неотвратимом наказании» не звучала разве что из утюга. Тут же – целое озеро. Кто заплатит за его утрату, за возможное развитие чрезвычайной ситуации? Кто компенсирует превращение «малой родины» в опасное место жительства?

Семья Берестовых купила участок и начала строительство дома для семьи с двумя детьми. Один сын уже успел вырасти, с рождения купаясь в этом озере, другому только полтора года. В строительство вложен материнский капитал – как оказалось, выделенные государством деньги семья вбухала в жилье на берегу отравленного водоема.




«Мы с нетерпением ждали окончания строительства, представляли, как здесь будет хорошо жить детям. Теперь не понимаем: не навредим ли им? И что нам делать дальше? Бросить стройку, выбросив деньги на ветер? Или жить рядом с химическим водоемом? Это же мертвая зона какая-то: там вся рыба всплыла вверх брюхом, сейчас даже ни одного насекомого нет», – рассказала Светлана Берестова.  

На момент сдачи статьи в номер окончательные результаты анализов еще не были известны. В прокуратуре по Рязанской области пообещали рязанцам разобраться, понять степень опасности и установить физическое или юридическое лицо, которое отравило водоем. По сведениям, поступившим из администрации города Рязани, этот водоем не предназначен для купания, на нем никогда не было специально оборудованного пляжа, но на днях была установлена табличка с надписью: «Купание запрещено. Опасно для жизни».
Нина ЛАВРОВА