Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№29 от 31 июля 2014 г.
Тень строителя
Стоимость жилья. Спасут ли ситуацию загородные районы?


 
Жилищную проблему в нашей стране на самом высоком уровне обещали решить уже несколько раз. Сначала в 1960-е годы, когда было объявлено, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме, – тогда началось массовое строительство «хрущевок». Затем продолжение последовало в годы перестройки, когда каждую семью запланировали к 2000 году переселить в отдельную собственную квартиру, – на окраинах городов, в том числе и в Рязани, стали расти кварталы желтых, коричневых и синих многоэтажек – именно такие краски имелись тогда в наличии.
 
Правда, большого успеха все эти усилия не принесли: в 2012 году, по данным опросов, 27% россиян продолжали жить вместе с родителями или детьми, а 14% вообще арендовали свое жилье. В эпоху безвременья, когда объемы строительства сократились, про «жилье для всех поголовно» никто и не мечтал.
 
Новую попытку решить проблему правительство России предпринимает сейчас. Высказывался по этой теме в апреле сам премьер-министр Дмитрий Медведев. В 2014–2017 годах власти хотели бы увидеть 25 миллионов квадратных метров нового жилья эконом-класса, построенного по программе «Жилье для российской семьи». Фирмы, которые примут участие в этом проекте, пытаются привлечь государственным финансированием. Однако главное условие, которое хотят выдвинуть строителям чиновники, – стоимость квадратного метра не выше 30 тысяч рублей. 
 
– Сколько-сколько?! – расширяя глаза, спрашивают москвичи.   
 
А вот для сегодняшней Рязани это хоть и смело, но не фантастично. Не секрет, что во многих местах удорожание себестоимости строительства происходит из-за субъективных причин: плохой организации работы, плохих коммуникаций и, в конце концов, из-за банальной российской коррупции. Там же, где строительный процесс отлажен и работы ведутся полностью легально, значительные скидки вполне реальны.
 
– У нас ведь накрутки в строительном бизнесе составляют не 20 процентов, как в булочных, – говорят эксперты. – Здесь бывает и по 80 процентов.  
 
80% – это означает, что если в отделе продаж фирмы квадратный метр стоит 45 тысяч, самому хозяину компании он может обойтись и в 25. Но вот как убедить хозяина поступиться частью прибыли ради большой государственной социальной программы? Крупные застройщики могли бы пойти на это ради еще большего благоприятствования со стороны чиновников. 
 
– Льготные землеотводы, – загибают пальцы бизнесмены. – Определенная доля бюджетного финансирования инфраструктуры будущих новостроек…
 
Кстати, в некоторых странах Западной Европы так и принято: муниципалитет сам размечает будущую стройплощадку и подводит к ней воду, газ, отопление, канализацию и электричество, а уж только потом объявляется аукцион на право застройки.  
 
Известно, что у нас проще всего строить дешевое жилье в виде больших многоэтажек. Для этого в Рязани обычно отводятся земли на окраинах города. Строительство на неосвоенной окраине имеет свой минус в том, что коммуникации надо специально протягивать заново, а не «врезаться» в уже существующие. Однако, с другой стороны, в этом есть и преимущество: новые трубы, кабели и прочие сети прослужат дольше, а значит, ТСЖ в первые десятилетия будут нести меньшее бремя расходов на ремонт. 
 
Есть и другие примеры. В поселках вдоль дороги на Москву экономию пытаются достичь не за счет высокой этажности, а за счет нестандартных стройматериалов – в ход идут, например, деревянные срубы. Есть недорогое жилье даже в районе Солотчи – несмотря на «курортный» статус поселка, там есть предложения купить квартиру в трехэтажном доме от 36 тысяч рублей за квадратный метр. Это всего лишь на 16% дороже заявленной цены того социального проекта, который распланировало правительство России. А между тем, уехать за город, согласно данным социологов, хотел бы 21 процент россиян (в других странах этот показатель еще выше, в Чехии – около 84 процентов).
 
Главный недостаток жилья эконом-класса, которое сейчас предлагается – небольшие размеры квартир. Собственно говоря, именно отсюда и появляются цены в 1,2–1,3 миллиона рублей. Впрочем, старшее поколение россиян помнит, как 9-метровая кухня всего 30–35 лет назад считалась первоклассной, а 12-метровая – элитной. Для россиян характерно жить на маленькой жилплощади: иногда даже средних размеров семьи из родителей и двоих детей пользуются не более чем 50 квадратными метрами общей площади. Так что в столкновении двух желаний – иметь собственный семейный очаг и наслаждаться простором – первое обычно побеждает. 
 
Хорошо. Пусть 50 квадратных метров по 30 тысяч рублей за метр. Получается 1,5 миллиона рублей за квартиру. И тут встает еще один вопрос – об источниках финансирования покупки. Сбережения по полтора миллиона рублей в основном имеют те рязанцы, кто новое жилье и так уже себе купил. Значит, в основном семьям придется рассчитывать на ипотечные кредиты. Их ставки везде разные, есть и очень низкие – при покупке загородных квартир на берегу Старицы ставки начинаются с 9,5%. Если же брать деньги под стандартные 12–13% годовых на 10 лет, то в зависимости от суммы вместо одной квартиры в итоге придется оплатить полторы, а то и две. 
 
– А вдруг еще вмешается такой форс-мажор, как потеря работы? – спрашивают озабоченно возможные заемщики.
 
Из всего сказанного можно сделать один вывод: темпы строительства, конечно, растут – еще в 2003 году был достигнут бывший советский уровень объемов. Но одного строительства запланированных 25 миллионов квадратных метров жилья для решения жилищной проблемы мало. Чтобы квадратные метры достались именно тем, кому они нужны, требуются еще два фактора – стабильность на рынке труда и стабильный рост заработков.
 
Владимир ФРОЛОВ