Рязанец Михаил Малахов возглавил очередную амбициозную экспедицию
Экспедиция «Полярная дуга. Шпицберген – 2014» стартовала из Рязани 20 июля. Путешественники, среди которых были не только рязанцы, но и представители других российских городов, направились в Осло, столицу Норвегии. Именно оттуда совершаются перелеты на норвежский архипелаг Шпицберген, где исследователи решили пройти дорогами совместной российско-шведской полярной экспедиции 1898–1902 годов.
– Но было бы неправильно, – подчеркнул руководитель экспедиции, известный полярник Михаил МАЛАХОВ, – если бы мы, пересаживаясь в этом месте, не посетили самые знаменитые полярные музеи мира. Когда мы начинали свою прошлую эпопею, изучение следов русских исследователей в Аляске, то первое, с чего мы тогда начали – посещение Форт-Росса, русского поселения в Калифорнии. Теперь, когда мы отправились по следам русских исследователей, работавших много лет назад на далеком Шпицбергене, то решили начать с Осло. Мы были в музее «Фрама» и музее Тура Хейердала. «Фрам» – это, пожалуй, самое знаменитое полярное судно, которое спроектировал знаменитый норвежский полярник и дипломат Фритьоф Нансен. Здесь же поблизости удалось увидеть судно «Йоа», на котором другой норвежский путешественник, Руал Амундсен, впервые прошел вдоль севера Канады по так называемому Северо-западному проходу.
Из Осло исследователи совершили второй перелет – на север, до Шпицбергена. Сегодня на этом архипелаге существует несколько постоянных поселений – здесь добывается уголь, проводятся различные исследования, работает всемирное семенохранилище. Самолеты совершают посадку в местной столице – поселке Лонгйир. Здесь россияне снова опробовали свой беспилотник – небольшой вертолет, на котором крепится видеокамера – в арктических условиях.
Летних маршрутов экспедиции должно быть три. Два из них, время которых настанет позднее, в августе, пройдут вдоль побережья Шпицбергена на специально зафрахтованном судне. А вот в первый поход путешественники отправились с лыжами, санями и горным снаряжением. Корабль местной туристической фирмы доставил их в бухту, от которой начинается родник Норденшельда. Со второй попытки удалось найти хороший подъем на ледник, и полярники начали восхождение.
– Наша экспедиция могла закончиться, не начавшись, – рассказал Малахов на очередном сеансе связи с рязанским центром «Полюс» и пресс-службой «Прио-Внешторгбанка». – Во-первых, мы столкнулись с трещинами, а также с настоящими ручьями и реками, которые стекали с ледника. В один из таких ручьев свалился участник нашей экспедиции, и его пришлось вытаскивать. Во-вторых, на нас с Дмитрием Уткиным покатились с высоты отцепившиеся у кого-то сани. Только хорошая реакция и спортивная подготовка Дмитрия, мастера спорта по гребле, помогли их остановить.
И все-таки Михаил Малахов со спутниками взобрались на ледник и пошли по нему в направлении горы Чернышева. Она названа в честь русского ученого, который еще в XIX веке занимался исследованиями Севера. Интересно, что пока экспедиция не подошла к горе, увидеть ее так и не удалось из-за густого тумана вокруг. Но 28 июля исследователи все-таки достигли подножия горы. Здесь экспедиция 1898–1902 годов оставила термометры, которые все сто с лишним лет занимались измерением минимальных и максимальных температур на Шпицбергене, а также металлический флаг России, который путешественники надеются найти.
Сеансы связи с «Большой землей» проходят приблизительно раз в два дня – для этого используется спутниковый телефон. Пресс-релизы по итогам этих переговоров распространяет Рязанское отделение Русского географического общества.
Владимир ФРОЛОВ