«Подбелка-2023» выдалась не самой масштабной: были времена, когда сцены фестиваля стояли еще и на Лыбедском бульваре, а среди мелких площадок в центре улицы в дополнение к существующим ютилась поэтическая. Теперь ее нет и это, скорее, благо: читать стихи посреди какофонии – занятие так себе, участников было жалко. Но шпангоуты корабля фестиваля остались те же: акустическая и альтернативная сцены по центру улицы и две главные с краев: рок-н-рольная возле почтамта и попсовая «за Лениным».
Магниты сцен обладают разной степенью притяжения. Больше всего народу стягивается к той, что официально главная, – за памятником Ленину. Из года в год там царит кабак. Бывает, симпатичный, а бывает, и разнузданный, вызывающий «испанский стыд» за родной город. Свадебно-юбилейно-ресторанные кавер-бэнды редко поют свое: в основном, упражняются в перепевке хитов. Но собравшейся публике только этого и надо. Среди них и выбирают «чемпиона», победившего в зрительском голосовании. В этот раз победителем стал кавер-бэнд Bootleggers.
Мне ближе другое, и к этой главной сцене я подхожу с каждой новой «Подбелкой» все реже и реже. Потому что на остальных каверов поют поменьше – большинство старается представить авторское творчество. Другой вопрос, какого качества: большинство этого большинства лучше бы тоже чужие хиты исполняло... Проходя нашу пешеходную улицу из конца в конец, в какой-то момент понял, что срочно хочется новых впечатлений: на двух соседних сценах одновременно зазвучало что-то тяжелое, заставляя всплыть в голове известную фразу Льва Толстого про Леонида Андреева: «Он пугает, а мне не страшно».
Спустился на Лыбедку возле Подбелки, и на меня со всех сторон обрушилось бесконечное «унц-унц-унц». Настроение окончательно испортилось и захотелось немедленно бежать подальше. В итоге сходил на все тот же Лыбедский бульвар, но у цирка, где на главную сцену форума «Юность древних городов» вышел башкирский ансамбль «Курайсы». Под их вариацию на тему бородинского «Улетай на крыльях ветра» я и впрямь куда-то улетел, да так, что возвращаться не особо хотелось – совсем иные стандарты качества. Плюс лица вокруг наблюдались потрезвее и покультурней.
Посетила даже мысль, что, кажется, «Подбелка» начинает потихоньку сдавать (и это не в упрек ее организатору – информагентству РЗН.инфо). Вроде погода не такая мерзкая, как было на некоторых предыдущих фестивалях. И народу – тысячи, заметно больше, чем на соседствующем масштабном форуме. Но тяжело было совместить несовместимые для меня вещи. С одной стороны, многочисленные, в том числе и жутковатые кадры СВО, которыми давно переполнена сеть, и это накладывает отпечаток на восприятие. А с другой – развернувшиеся задницами к публике и удаляющиеся вглубь сцены сразу две вокалистки очередного кавер-бэнда, попутно голосящие что-то полупопсовое. Глядя на подрагивающие из-под коротких юбок мягкие места, немедленно вспомнил походку аборигенки с Плюка из «Кин-дза-дзы», которой хотел подарить свою любовь чатланин Уэф. Отчетливо пахнуло сельской дискотекой.
Вот такой когнитивный диссонанс. Возможно, не у меня одного: знакомых на этой «Подбелке» встретил только с десяток, хотя обычно попадается человек тридцать, если не пятьдесят.
Кирилл Устинов
Бодрости духа прибавили два выступления. Во-первых, акустический сет «понаехавшего» летом из Питера на историческую родину Кирилла Устинова. Несколько лет назад Кирилл был тут «восходящей звездой» местного рока, а сейчас заматерел, новые песни написал – приятно было послушать. Если увидите афишу с его именем – советую зайти послушать.
Группа «Собаки Качалова»
На второй «главной» сцене, у почтамта, жирную точку фестиваля поставил Макс Ильин из группы «Собаки Качалова» – родом из Екатеринбурга, но теперь москвич. Не поклонник его песен, но преподносить их и вообще быть шоуменом у человека явно выходит. Первым делом заявил, что когда-то давно имел видеомагнитофон, на котором смотрел кассеты с хорошим роком, и там была совсем другая музыка, чем звучала весь вечер на сцене. После чего поздравил собравшихся с долгожданным началом рок-фестиваля. Народ подивился наглости оратора, но, когда тот начал петь и дальше разговаривать, стало ясно, что не обманул: до него роком особо не пахло. Всего два человека (Макс с гитарой и барабанщик) заставили публику в считанные минуты забыть о существовании многолюдных и громких музыкальных колхозов, оккупировавших «почтамскую» сцену до. Хорошая вышла иллюстрация к поговорке насчет умения и числа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Опутали небо веревками и ждем конца света?
Наши страницы в соцсетях