Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№42 от 31 октября 2019 г.
Меценат, похожий на вице-губернатора
 Спонсоры мельчают, а следы безымянной благотворительности все чаще ведут в правительство Рязанской области

В воскресенье, 27 октября, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл после совершения чина великого освящения кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону вручил церковные награды организаторам реставрации и наиболее активным спонсорам и меценатам. В числе награжденных – уроженец Батайска, бывший ростовский адвокат и предприниматель, преподаватель Южного федерального университета и Донского государственного технического университета, меценат, а сейчас вице-губернатор Рязанской области Игорь ГРЕКОВ. Кирилл вручил Грекову (на фото) «Патриарший знак храмостроителя».



Игорь Греков в 2014–15 годах запомнился жителям Ростова-на-Дону, а после участия в программе Первого канала «Время покажет» и всей России тем, что приютил сотни беженцев из Донбасса. Ростовский адвокат отдал в их распоряжение свой шикарный особняк.

Но помогал в Ростове-на-Дону Греков не только беженцам: оплачивал сложные дорогостоящие медицинские операции, именно благодаря его средствам была поставлена точка в скандальной истории с выплатой обещанного вознаграждения женщине, которая спасла из неволи девятилетнюю школьницу Дашу Попову. Отчим девочки отказался от обещания поощрить ростовчанку за ее благородный поступок. Деньги передал, как писала тогда «Комсомольская правда», неизвестный меценат. Оказалось, Греков просил, чтобы его имя не упоминалось в СМИ. 

Похожая ситуация складывается сейчас и в Рязани. Некий неназванный меценат закупил дорогостоящее оборудование для Рязанской областной клинической больницы, помог нескольким семьям, оставшимся без жилья... Вам это никого не напоминает?

Сегодня на слуху участие неназванного благотворителя в раскрытии резонансного убийства ветерана-блокадника подполковника в отставке Павла Васильевича Макеева и его супруги Риммы Федоровны. Тела пенсионеров были обнаружены 26 сентября в своей квартире в Рязани на улице Новаторов.

В этот день в Торговом городке Рязани силовики проводили антитеррористические учения, и по «горячим следам» предполагаемого убийцу вычислить не удалось. Дело грозило превратиться в «висяк». И подозреваем, что неожиданно для рязанских силовиков губернатор Рязанской области Николай Любимов на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» пообещал награду в 500 тысяч рублей, выделенных неизвестным меценатом, за помощь в поимке убийцы.

Случай небывалый в новейшей истории региона, и об обещанном вознаграждении благодаря соцсетям и «народному телеграфу» узнали многие жители Рязани. В результате с помощью записей с камеры видеонаблюдения, установленной у себя на подъезде рязанцем Михаилом Агапкиным, предполагаемого 20-летнего убийцу Максима Куприна задержали и отправили под арест. Агапкин получил обещанное вознаграждение.

А еще неназванный меценат (подозреваем, что это один и тот же человек), 7 ноября 2017 года вернул в регион пропавший Орден Ленина.

Напомним хронологию связанных с наградой событий. В дни подготовки к празднованию 80-летия Рязанской области (сентябрь 2017 года) в коридорах регионального правительства всплыл печальный факт. Клерки, как ни старались, так и не смогли найти Орден Ленина, которым Рязанская область была награждена в 1958 году.
«Понятно, что сегодня на торжественное собрание не выносят Красное знамя области с прикрепленным к нему орденом. Но орден-то где?», – задалась вопросом редакция рязанского выпуска «Новой газеты» (№ 37Р от 28 сентября 2017 г.).

Затем на одном из интернет-аукционов журналистами «Новой» (№ 42Р от 2 ноября 2017 г.) было обнаружено объявление о продаже «рязанского» Ордена Ленина. Цена вопроса – 22500 долларов США. Возможен торг.

Торг состоялся. Неизвестный меценат выкупил орден и передал его в правительство Рязанской области.
И по большому счету всё. Ну, не называть же «меценатством» участие отдельных представителей рязанского бизнеса в разрешении проблемы обманутых дольщиков или достройке, по просьбе властей, физкультурно-оздоровительного комплекса. Это не благотворительность, а получение преференций: в ответ получают больше, чем отдают.

Отсюда вывод – измельчали, за исключением единиц, нынешние состоятельные рязанцы. А ведь начиная с XVIII века деловые люди смотрели на свою деятельность не столько как на источник наживы, но и как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой. Считалось, что богатство дается в пользование, а не в накопление, поэтому в купеческой среде необычайно были развиты благотворительность и коллекционерство, на что смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела. Именно усилиями этих людей в России создавались театры и музеи, обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, центры духовной жизни.

Рязанский купец Гаврила Васильевич Рюмин в начале 1800-х годов покупает участок земли в городе на строившейся тогда Гостиной (ныне Свободы) улице, по склонам большого высохшего оврага. Несмотря на то, что владел большим двухэтажным домом, что и сейчас стоит на углу улиц Свободы и Полонского, строит новый двухэтажный каменный дворец с колоннами (сохранивший прелестный вид старины до наших дней) напротив своего обжитого дома: на западном склоне оврага и летний ажурный деревянный дом на склоне восточном. Рассаживает деревья разных пород по голым склонам. Заброшенный овраг превращается в уютный со множеством аллей ландшафтный Рюмин парк, впоследствии Городской сад. Его сын Николай Гаврилович Рюмин достойно продолжил меценатство отца, несмотря на то, что средств имел куда меньше: в 1833 году выкупил у брата Василия отцовский дом-дворец на склоне овражного парка (ныне художественный музей), доставшийся тому в наследство, и подарил его гимназии под Благородный пансион для проживания детей, приезжавших учиться из отдаленных уездов.

Согласно завещанию купца Сергея Афанасьевича Живаго, в 1901 году в Рязани был открыт и содержался прибылями построенного им ранее банка в новом двухэтажном каменном здании на Дворянской (Полонского) улице – первый в городе дом «родовспоможения». А в другом здании рядом действовал приют для «несчастнорожденных» младенцев.

Купец-пароходчик Иван Андреевич Салтыков выстроил на свои средства прекрасный больничный комплекс из четырех двухэтажных корпусов красного кирпича, а также возвел вспомогательные хозяйственные здания. Оснастил больницу первоклассным по тем временам оборудованием и в 1912 году все это подарил родному городу! Больница имени Семашко работает по сей день...

И примеры можно продолжить. Жаль только, что среди сегодняшних рязанских «купцов» и «заводчиков» почти нет последователей деловых людей, как раньше. Что оставят потомкам после себя: счета в зарубежных банках и шикарные надгробия на кладбищах?

Справка

4 ноября 2014 года подписан федеральный закон о меценатской деятельности, который фактически определяет основные формы, права и обязанности меценатов и получателей меценатской поддержки.

Правовое регулирование отношений в сфере меценатской деятельности осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федерального закона от 04.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности».

Меценат – физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее свое имущество, в том числе денежные средства или права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, и (или) безвозмездно выполняющее работы и оказывающее услуги в сфере культуры и образования в области культуры и искусства для сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства в формах, определенных законодательством Российской Федерации.
Галина САМОЛЕТОВА