Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№50 от 31 декабря 2020 г.
Покорить деревянное море
 Два спектакля рязанских театров претендуют на «Золотую маску»

Словно предчувствуя предстоящий кризис, в сезоне 2019–2020 рязанские театры поставили планку на максимальную высоту. И выдали два спектакля, ставшие номинантами Российской национальной театральной премии «Золотая маска»: «Пиноккио. Переплыть море» (театр драмы) и «Пегий пёс, бегущий краем моря» (театр кукол). Единая ноосфера открыла общий канал связи. И оба театра, подключившись, приняли послание синхронно и однозначно: море.


«Пегий пёс, бегущий краем моря», Рязанский театр кукол. Номинации на «Золотую маску» в категориях «куклы/лучший спектакль» и «куклы/работа художника» (Виктор Антонов)


«Пиноккио. Переплыть море», Рязанский театр драмы. Номинации на «Золотую маску» в категориях «драма/спектакль большой формы», «драма/работа режиссера» (Луиза Гуарро), «драма/мужская роль» (Роман Горбачев) 

Море как жизнь. Оба спектакля на разных языках говорят на одни и те же темы. Взросление. Постижение жизни. Сопротивление смерти.

С суровыми волнами Охотского моря Чингиза Айтматова сражается хрупкая лодочка нивхов: три взрослых охотника и маленький мальчик Кириск. Средиземное море Карло Коллоди разламывает надвое утлое суденышко, на котором старик Джеппетто отправляется на поиски непутевого Пиноккио.

Преодолеть море – значит, выжить. Снять бумажный колпачок, отцепить острый нос – и стать человеком. В первый раз выйти на охоту – и стать мужчиной. Узнать и принять правила жизни. Но море неумолимо, у него свои законы, и приходится делать выбор. Отцы приносят себя в жертву, чтобы дети смогли добраться до суши. Смерть не страшна, если знать, что за ней – будущее.

Море как дерево. Как показать воду на сцене? Ткань, полиэтилен… Дерево!

Вздымаются к небу деревянные шесты. Сталкиваются и распадаются, как морские волны. Из тонких палочек складываются крохотные куколки. Деревянное тело диджериду гудит и рокочет как морской прибой. Шаманы выбивают ритуальные ритмы на толстых бревнах. Дерево как вода. Основа всего сущего.

Материи одинакового заряда. Поэтому вода отталкивает, не принимает дерево. Выбрасывает Пиноккио на пустынный берег. Навстречу новым испытаниям и новым ошибкам. Смерть – это привилегия, которую надо заслужить. И жизнь еще долго будет колотить твои сосновые бока. Да, ты можешь быть деревянным человечком. Но вся беда, Пиноккио, что у тебя деревянная голова!

Море как вызов. Два спектакля в шорт-листе «Золотой маски» – событие для города неординарное.

Особенно учитывая конкуренцию. Эксперт «Золотой маски» Юлия Клейман подтверждает фактами: 

– Количество, из которого делает свой выбор жюри, не сопоставимо с тем, из которого выбираем мы, эксперты, на первоначальном этапе. В этом году вышло около 950 премьер! Поэтому конкурс, чтобы попасть в список номинантов, гораздо выше, чем конкурс на саму «Золотую маску».

Оставить за спиной девять сотен соперников – достижение. Сравнимое с покорением стихии.
Вера НОВИКОВА