«Когда вернулись в квартиры уже под утро, пришло осознание, что в это время нас всех могло бы уже не быть в живых»
В 1999 года в городе Рязани произошло событие, которое так и не было объяснено доскональным образом. Но то, что было, быльем поросло. О том, что 22 сентября в Рязани мог взлететь на воздух многоэтажный дом вспоминают нечасто – в основном, когда грядет «круглая» дата.
После чудовищных взрывов жилых домов в Москве и Буйнакске и Волгодонске, 22 сентября 1999 года в 21.15 житель дома № 14/16 по улице Новоселов в Рязани Алексей Картофельников, возвращаясь с работы, заметил возле своего подъезда подозрительные «Жигули» с номерами, заклеенными бумагой. Несколько мужчин перегружали из легковушки в подвал дома какие-то мешки.
Автомобиль и мужчины показались подозрительным и инженеру Николаю Васильеву, который незамедлительно позвонил в милицию. Вызванный Картофельниковым и Васильевым наряд обнаружил в подвале три мешка с неизвестным веществом и прикрепленный к ним часовой механизм. Бомбу – или не бомбу – обезвредили. Потом начались странности. По одной из версий, в мешках был гексоген. По другим – сахарный песок.
Жители чудом спасшегося дома сегодня не любят вспоминать о том дне. Журналисту портала YA62.ru пришлось провести у подъезда несколько часов, прежде чем хоть кто-то захотел восстановить в памяти события 22 сентября 1999 года. В версию c учениями не верит никто. И говорят, что за эти 20 лет в сущности ничего не изменилось: люди так и остались для государства «куском мяса», на котором при необходимости можно проводить «эксперименты».
«Какие учения, о чем вы? Мы не верим в эти сказки, – рассказала журналисту портала YA62.ru жительница дома на Новоселов. – Какие учения, если власти города об этом не знали ничего? И потом еще был момент. Когда мешки со взрывчаткой выносили, то просыпали из одного, рваного мешка. И это вещество на асфальте у подъезда лежало. Если бы это были учения, а в мешках — сахар, на него бы наплевали и так оставили. А то ведь приехали и водой смыли. Значит было что скрывать».
«Только когда вернулись в квартиры уже под утро, пришло осознание, что в это время нас всех могло бы уже не быть в живых», - сказала другая собеседница.
Журналист ИА RZN.info склоняется к версии, что в мешках был все же сахар и приводит слова эксперта о том, что таким образом «на федеральном уровне хотели протестировать работу местных силовиков». Но при этом подчеркивает, что полной ясности относительно подготовки и организаторов рязанских учений все еще нет. Возбужденное по факту обнаружения мешков уголовное дело по статье 205 части 1 УК РФ (покушение на терроризм) засекречено до сих пор.
Получается, что даже в современной трактовке событий 20-летней давности пытаются ненавязчиво убедить, что в мешках, изъятых из подвала дома на улице Новоселов, был сахар, и даже если бы Картофельников не проявил бдительность, то взрыва бы не было.
Федеральная «Новая газета» первой среди СМИ провела собственное расследование дела о «рязанском сахаре. Подробности – здесь, здесь и здесь.
Но интереснее смотреть, как общественность разбиралась в этой истории. В 1999 году на канале НТВ выходит передача «Независимое расследование. Рязанский сахар». Там в одной студии собрались жители дома № 14 из Рязани, эксперты, и, что самое важное, начальники ФСБ, которые пытаются оправдаться перед людьми. И получалось у них не очень.
«Мы не можем сегодня утверждать, что именно если не самим Путиным, то для Путина были организованы эти взрывы. У нас нет таких оснований. Но мы имеем в двух руках два эти обстоятельства. Одно обстоятельство: законченного, членораздельного следствия не было. Второе обстоятельство: политический бенефициар есть. Вот, собственно, и живите с этим дальше, что называется. И все мы будем жить с этим дальше до тех пор, пока Российское государство не решит с этим каким-то образом разобраться, с этим справиться», - сказал по этому поводу в программе «Суть событий» на «Эхе Москвы» журналист Сергей Пархоменко.