Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
В Рязани пройдет «Окраина-2019» (05.12.2019)
 XVII кинофестиваль имеет персональное посвящение – к 80-летию Юрия Дубровина

XVII кинофестиваль «ОКРАИНА» (Рязанская ретроспектива), проводящийся в нашем городе ежегодно с 2003 года, открывается 7 декабря в 16.00 в кинотеатре «Октябрь». Как всегда, программу показов составляют художественные, хроникально-документальные, научно-популярные и любительские фильмы, связанные с Рязанским краем местом съёмок, тематикой и/или именами создателей.

«Окраина-2019» имеет персональное посвящение – к 80-летию Юрия Дубровина.

 

Заслуженный артист Российской Федерации Юрий Дмитриевич Дубровин родился 1 августа 1939 г. в Ряжске и является почётным гражданином этого города. В настоящее время живёт в г. Мюнстере.

Окончил ВГИК (актёрско-режиссёрская мастерская М.Ромма) в 1962 г.С 1963 по 1989 гг. – актёр Киевской киностудии им. А.П.Довженко. Снялся в 130 фильмах, в основном, в ролях второго плана или в эпизодах. Лучшие работы в этом ряду – Петя Золотарёв («Живые и мёртвые», 1963), Вятский («Мы, русский народ», 1965), Громыхало («На войне как на войне», 1968), Рыжий («Дерзость», 1971), Большаков («Проверка на дорогах», 1971), порубщик («Бирюк», 1977). 

Главных ролей в карьере актёра немного – Шубин («Первый посетитель», 1965), отец («Белые тучи», 1968), Никитич («Очки от солнца», 1980), Сафронов («Окраина», 1998). Но и самое недолгое пребывание на экране Дубровин успевает сделать запоминающимся, поражая зрителя то своей типажной, органической достоверностью, то причудливостью набрасываемого несколькими штрихами характера. Точность пластического рисунка, безукоризненное интонирование (Дубровин – великолепный чтец) свойственно всем ролям актёра. Судьба наделила его внешностью обыденной, даже простоватой. Но облик «человека из толпы» контрастирует с латентной неординарностью его персонажей, их «вторым дном», часто остающимся нерасшифрованным в контексте фильма.

Дубровина не спутаешь ни с кем, в многолюдном актёрском мире, у него нет «двойников», а это редкое свойство. Когда история отечественного кино будет написана по-настоящему, а масштаб её деятелей будет установлен не по званиям и наградам, а по «гамбургскому счёту», выяснится, что на периферийной студии имени Довженко, в не самые лучшие её годы, безотказно снимаясь в любых фильмах, работал выдающийся, быть может – гениальный актёр. Способный одним лишь взглядом передать и внутренний свет, и чёрную бездну, несущий в себе какую-то нездешность, неразгаданную тайну. 

Дубровин и в жизни – самобытный философ, чья мысль и речь творятся на глазах, как у героев Андрея Платонова, никогда не вписываясь в шаблон. Скромнейший, благороднейший человек, альтруист, снимавшийся в короткометражках студентов бесплатно, но вместе с тем – жаркий, непримиримый враг всякой несправедливости, близкий в этом отношении своему герою из луциковской «Окраины» – таков Юрий Дмитриевич Дубровин.

На II кинофестивале «Окраина» (Рязань, 2004) ему был вручён приз «За вклад в киноискусство». 

В программе XVII«Окраины» – семь художественных фильмов с участием Юрия Дубровина –«ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ» (1963), «ПЕРВЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ» (1965),«БЕЛЫЕ ТУЧИ» (1968),«ДЕРЗОСТЬ» (1971), «ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА» (1975), «БИРЮК» (1977), «ЛЕГЕНДА О КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ» (1983).

Помимо участия в фильме Ю.Д.Дубровина, эпическая картина А.Столпера «Живые и мёртвые (1963) содержит целый ряд рязанских мотивов. Писатель Константин Симонов жил и учился в Рязани, оператор-постановщик Николай Олоновский(1922-2017) – уроженец Рязанской губернии, герой романа К.Симонова генерал Серпилин – сын касимовской татарки.

Наряду с «Живыми и мёртвыми» ещё два монументальных кинополотна возвышаются в программе «Окраина-2019» своеобразными пиками. 

Это все четыре части оскароносной киноэпопеи «ВОЙНА И МИР» Сергея Бондарчука, в отреставрированной «Мосфильмом» версии,демонстрирующейся в Рязани впервые. Этим показом, который стал бы гвоздём фестиваля любого масштаба, мы отмечаем 100-летие второго режиссёра фильма, ближайшего друга Бондарчука, Анатолия Чемодурова (1919-1986), окончившего Рязанскую пехотную школу в 1942 г. Уход из жизни в начале 2019 г. великого композитора Вячеслава Овчинникова (1936-2019), чья музыка к «Войне и миру» стала музыкальной классикой ХХ века – ещё один повод пересмотреть фильм, вроде бы всем известный, но который на большом экране застало только старшее поколение. Имеющая безусловную историческую ценность получасовая лента А.Чемодурова «Как снимался фильм “Война и мир”» вводит нас в интереснейшие подробности процесса кинопроизводства, и закономерно, что именно ею фестиваль и открывается. А.Чемодурова-актёра мы увидим в картине «СУД» (1962) В.Скуйбина иА.Манасаровой. 

Ещё один киноколосс– четырёхчасовая дилогия «ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН» (1938-39) Ф.Эрмлера,в котором свою лучшую роль в кино (партийного лидера Шахова, под которым подразумевается С.М.Киров; ещё одного Кирова мы увидим в фильме 1958 года «ЛАВИНА С ГОР», за которую режиссёр, уроженец Рязани Василий Журавлёв (1904-1986) получил звание заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской АССР) сыграл наш земляк народный артист РСФСР Николай Боголюбов (1899-1980) – фильм, совмещающий крайнюю тенденциозность в изображении событий истории ВКП(б) 1925-1934 гг. и выдающиеся, поистине новаторские художественные достоинства (первое применение эстетики глубинных мизансцен за несколько лет до «Гражданина Кейна» О.Уэллса). Единственный раз за шесть десятилетий «Великий гражданин» демонстрировался в Рязани в 2004 г. – и тоже на «Окраине». В год 120-летия Н.И.Боголюбова пришла пора пересмотреть фильм заново.

Увидит зритель и ещё ряд картин с участием Боголюбова – «КЛЯТВУ» (1946) Михаила Чиаурели, «ПАРТИЗАНЫ В СТЕПЯХ УКРАИНЫ» (1942) и «ТРЕТИЙ УДАР» (1948) Игоря Савченко, «ЖИЗНЬ ПРОШЛА МИМО» (1958) Владимира Басова.

90-летию ещё одного замечательного киноактёра с рязанскими корнями Александра Суснина (1929-2003) посвящён показ дебютной короткометражки Виталия Мельникова «НИКОЛАЙ КИБАЛЬЧИЧ» (1962), совершенно неизвестной современному зрителю, как, впрочем, и очень интересный фильм «ПОГОНЯ» (1966) Р.Василевского и В.Исакова – в обоих Суснин (на протяжении большей части своей карьеры – актёр эпизода) сыграл главные роли. Более известна, но давно нигде не показывалась суровая и мощная картина Ш.Аббасова «ТАШКЕНТ – ГОРОД ХЛЕБНЫЙ» (1966) по сценарию А.Кончаловского и А.Тарковского (имени последнего нет в титрах). На «Окраине-2019» же будет показан чудом сохранившийся в единственной копии полный вариант фильма, порезанного цензурой.

Не все знают, что рязанские корни имеет и актриса, которую прославил фильм «Москва слезам не верит» – Раиса Рязанова. Более того, она окончила в своё время Рязанское музыкальное училище, а её первой ролью в кино (точнее, на телевидении) стала Гуля Королёва – маленькая звезда фильма «Бабы рязанские». С участием Раисы Рязановой на «Окраине-2019» вы увидите как раз «ГУЛЮ КОРОЛЁВУ» (1968), совершенно забытый фильм Марка Донского «НАДЕЖДА» (1972) о встрече В.И.Ульянова с Н.К. Крупской – в главных ролях Н. Белохвостикова и А.Мягков, а также «ДВА ДНЯ ТРЕВОГИ» (1973) А.Сурина, в котором главные роли сыграли Нонна Мордюкова и её сын Владимир Тихонов.

Ещё до революции начали сниматься в кино рязанцы Сергей Ценин (1884-1964) и Вера Орлова (1894-1977). Этот год и для них юбилейный, поэтому на XVII«Окраине» будут показаны немые фильмы с их участием – «САШКА-СЕМИНАРИСТ» (1915), «ЯСТРЕБИНОЕ ГНЕЗДО» (1916), «ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР» (1918)Ч.Сабинского, «ОТЕЦ СЕРГИЙ» (1918), «УЖАСНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ» (1920) и «ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА» (1928) Я.Протазанова, «ДВЕ ВСТРЕЧИ» (1932) Я.Уринова.

115-летию драматурга Леонида Малюгина (1904-1968) посвящён показ фильма «СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА» (1969)С.Юткевича с Николаем Гринько и Мариной Влади, 100-летию актёра и режиссёра Михаила Бадикова (Бадикяну) (1919-1998)– «СВЕТ ПОГАСШИХ ФОНАРЕЙ» (2009), 80-летию оператора Евгения Анисимова(1939-2009) – «ЖИГОЛО И ЖИГОЛЕТТА» с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.
 
Но не только юбилеи кинематографистов отмечает «Окраина-2019». Голос Александра Пирогова (1899-1964) мы услышим (в честь его 120-летия) в фильме «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» (1962) В.Гориккера.

О 115-летии Аркадия Гайдара (1904-1941) напоминает экранизация написанного им в Солотче знаменитого рассказа «ГОЛУБАЯ ЧАШКА» (1964).

К 100-летию Рязанского драматического театра подобрана кинохроника, в т.ч. фрагмент спектакля, заснятый на плёнку в 1954 году. 

Кинохроника запечатлела также наших земляков-юбиляров: учёного Ивана Павлова (1849-1936), трактористки Дарьи Гармаш (1919-1988), митрополита Никодима (Ротова) (1929-1978), 1-го секретаря Рязанского обкома Николая Приезжева (1919-1989). А маршала Сергея Бирюзова (1905-1964), ещё при жизни сыграл в художественном фильме «ТРЕТИЙ УДАР» (1948) актёр В.Освецимский.

Уроженец Рязани кинорежиссёр, художник и педагог Владимир Полин (1939-2008) практически неизвестен у себя на родине. Фильм-монолог «КНИГА ЖИЗНИ ВЛАДИМИРА ПОЛИНА» познакомит нас с необычной судьбой этого интереснейшего человека.

Не могла пройти «Окраина-2019» и мимо 70-летия Евгения Каширина (1949-2007), памяти которого был посвящён в 2007 году Vкинофестиваль «Окраина». Тогда впервые демонстрировались документальные ленты «ЖИВОЙ КАШИРИН» (2007), «В РЯЗАНИ ГРИБЫ С ГЛАЗАМИ» (2007), «ФОТОГРАФ» (2008). Но с тех пор они на большом экране никогда не появлялись. Увидеть их вновь можно будет в рамках данного фестиваля.

Закроет «Окраину-2019» показ фильма «И ВСЁ-ТАКИ Я ВЕРЮ», над которым работал в последние годы жизни Михаил Ромм. Он был учителем Юрия Дубровина (ещё одна отсылка к персональному посвящению XVII«Окраины»), а заканчивали фильм после смерти Ромма Элем Климов и Марлен Хуциев (1925-2019).

«Марлен Мартынович был председателем Гильдии кинорежиссёров России, под эгидой которой проходит наш фестиваль, и добрым другом рязанского киноклуба. Для нас уход Хуциева – горчайшая, невосполнимая утрата родного человека. Но кино, сохраняющее для нас не только облик людей, но и их сокровенные чувства, побеждает забвение, а значит, побеждает смерть. Может быть, ради этого оно и изобретено», - говорят организаторы фестиваля.

В сущности, кинофестиваль «Окраина» и есть, как сказал однажды кинокритик Андрей Шемякин, утверждение этой истины. 

Полная программа кинофестиваля – здесь.