Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
«Всегда найдется тот, кто лучше тебя» (20.03.2020)
 Рокер Павел ПИКОВСКИЙ – о дуэтах со звездами, церковном хоре и любви к Чижу и Демидову

Давным-давно, много лет назад, вышла моя самая первая книжка – «Произвольная космонавтика. Время колокольчиков, version 2.0». Презентация состоялась летом 2006-го в зале Центрального дома журналиста в рамках одноименного фестиваля, который проводился в 4-й раз, поучаствовали герои книжки – Михаил Башаков, Сергей Калугин, Умка, много кто еще. Иногда задумываюсь, не написать ли продолжение, благо новых «гениев промежуточного жанра», чье творчество к мифологии рока и мифологии авторской песни однозначно не отнесешь, с тех пор появилось немало. 

Один из тех, кто точно попадет в книгу-продолжение, если до нее руки дойдут, – бывший нижегородец, а ныне житель подмосковного Королева Павел Пиковский, лидер группы «Хьюго». Он тоже может выступить с ансамблем на любом крупном фестивале (только на сцену «Нашествия» его «Хьюго» сподобилась выйти раз пять), но всегда готов играть «в одно лицо», колеся с акустической гитарой по стране.

Вечером пятницы, 20 марта, Павел сыграет дебютный концерт в рязанском кафе «Фонтан». Накануне его приезда мы поговорили обо всяком. И вот что у нас получилось. 



– Павел, вопрос про название. А почему, собственно, «мальчика звали Хьюго», как поется в одной из песен? Группа названа по песне? Персонаж появился из-за названия группы? Где курица, а где яйцо? Тем более, твои песни лично мне видятся продолжением традиций классического, если можно так сказать, русского рока, и вдруг совсем нерусское название. 

– Я в то время был еще жителем Санкт-Петербурга. Концертов было мало, я работал в различных хорах, чаще всего в церковных. И вот на дворе 2012 год, Великий пост, холод дикий стоял на улице, и как назло у нас куча народу из хора поувольнялись, я в тенорах остался один, а на нашем подворье службы великопостные длились по четыре-пять часов подряд утром и вечером. Я иногда даже не уезжал в перерывах домой, оставался досыпать в церковных помещениях, а одно время целую неделю ночевал в церкви. Ютились мы в то время у нашей близкой подруги в маленькой комнатке возле Смольного собора. Добираться до храма на общественном транспорте было логистически очень неудобно, гораздо легче было влезть на велосипед и 15 километров преодолеть за 50 минут. Вот я на этом велосипеде и мотался по любой погоде. 

И однажды, отработав месяц без выходных, я вернулся домой и понял, что батарейки скоро сядут, силы на исходе, вдобавок этот дикий холод. И я пошел по длинному коридору в сторону душа, открыл горячую воду и встал под струю воды. По мере оттаивания тела, оттаивала и душа. Я стоял и думал: может, зря уехал из родного Нижнего Новгорода, из теплого дома, от мамы? И на ум стали приходить строчки: «Выла за окнами вьюга, вьюга была злая, как зверь... Мальчика звали Хьюго, он ушел, забыв закрыть дверь».

Это история человека, покинувшего родной дом, свою зону комфорта, как сейчас принято говорить, чтобы найти собственное счастье. А счастье – оно или здесь и сейчас, или нигде и никогда. Вот он и лазит по свету, пока наконец не дойдет мозгами до этой мысли. Само имя Хьюго – производное от немецкого Гумберт, что в переводе означает «блестящая душа». Потом Илья «Черт» понес наши песни на радио и позвонил с просьбой придумать название для группы, так как фамилию с первого раза запомнить сложно. Мы дня три ломали голову, потом решили назвать в честь нашего персонажа, который отчасти является отражением каждого из нас.

– Помню, еще подростком слушал замечательную и, по-моему, очень недооцененную нижегородскую группу Вадима Демидова «Хроноп», бывал на их концертах в Москве и когда заезжал к вам в город. Возможно, это был еще Горький. Тогда же познакомился с Полковником, автором многих замечательных песен, чуть позже с Чижом, когда он переехал в Москву. Были еще в Нижнем совсем малоизвестные за пределами своих тусовок группы «Сестра» и «Хэппи энд», с музыкантами которых много общались по юности, в гости друг к другу ездили. А что сейчас в твоем городе с рок-музыкой? Ты из Нижнего давно уехал, но ведь наверняка следишь за тем, что там происходит? 

– Моя любимая на сегодняшний день группа – это «Хроноп». Стараюсь быть вовлеченным в процесс творчества Вадима Демидова, так как благодаря этой уникальной возможности я и сам учусь быть художником. Вадик уже много лет является моей музыкальной совестью, все мои песни проходят через его оценку. И вот сейчас, к 35-летию «Хронопа», мы придумали и объявили международный трибьют. Я помогаю его курировать, и уже многие музыканты выбрали песни и приступили к записи. Например, Евгений Маргулис взял замечательную «Лежу на луне» из начала нулевых, а Вова Кристовский – «Любитель Жидкости», с этой песней у него многое связано в жизни. 

Что касается рок-н-ролльной жизни Нижнего, я, разумеется, слежу за ней. Сейчас появилась замечательная группа «Ordinate». «Illinoize» – прекрасная команда. Флагманы нижегородской сцены – «FPG», «7000$», «Элизиум» – постоянно что-то выпускают. К сожалению, все это разобщено между собой, нет братства, взаимовыручка почти невозможна, тогда как залогом существования таких больших творческих союзов, как Ленинградский или Свердловский рок-клуб, являлись, на мой взгляд, именно эти качества. Благодаря взаимодействию коллективы подпитывались друг от друга, и, несмотря на непохожесть, находились и такие черты, которые свидетельствовали: ага, группы «Настя» и «Наутилус Помпилиус» – совершенно точно одного поля ягоды.

– На разных альбомах группы «Хьюго» песни Павла Пиковского вместе с ним пели Чиж, Евгений Маргулис, Илья «Черт» и другие «звезды». Как удается собрать такую «сборную» нашей песенной культуры в студии? Легко ли они соглашались на предложение о сотрудничестве?

– Передо мной никогда не стояло корыстных задач. То есть я пою и записываю песни с Чижом не для того, чтобы таким образом они стали знаменитыми (хотя отлично, если так случится), а потому что я Чижа всем сердцем люблю как человека и музыканта. И у нас есть близкие нам по духу люди, которых мы время от времени привлекаем к совместному творчеству. И им тоже по кайфу с нами спеть, сыграть.

– Царапает душу ревность к предыдущему поколению, которому все давалось легче? Во «Время колокольчиков» конца 1980-х и сколько-то лет после многие рокеры экспрессом двигались из подвалов и с квартирников – в большие залы, даже на стадионы. Легко могу представить тебя в Ленинградском или Свердловском рок-клубе того смутного времени. Мне кажется, путь к слушателю был бы легче. Но в 21 веке талантливым авторам тяжелее пробиться, если сочиняешь не для подростков и не слишком примитивно. 

– Я, честно говоря, не уверен, что молодежь сегодня слушает примитивную музыку. Просто эта музыка другая, наши уши на эту частоту не настроены. И та функция, которую советская русскоязычная рок-музыка несла в свою золотую эпоху – она больше не функция сегодня, в ней нет необходимости. 

Те люди, которые раньше все запрещали, поняли, какую благодатную почву они удобряли и засеивали. Поэтому они в какой-то момент взяли и все сразу разрешили. И все посыпалось, превратилось в бизнес. Это, наверное, правильно. На западе любой известный или успешный проект – это бизнес. Но тот рок-н-ролл исчез безвозвратно за ненадобностью. А ревности никакой нет. Есть желание найти подход к молодому сознанию, занять определенную нишу. Иногда это получается.



– На альбоме 2012 года «Семь кругов» сразу три песни повторяют по названиям произведения других авторов, тоже опоздавших на «поезд к славе»: песня «Радость моя» есть у Сергея Калугина, «Дом» – у Тикки Шельен, «Время уходит» – у Михаила Башакова. Это намеренный привет коллегам или так случайно получилось?

– Абсолютная случайность. Для меня, например, новость, что у Миши Башакова есть песня с таким названием. Про Тикки Шельен я никогда в своей жизни не слышал. В прошлом году на каком-то сборном концерте услышал песню Калугина – забавно было узнать, что у него есть песня с таким же названием. Вообще, мы с тобой сейчас говорим о пластинке, которую я начал записывать, будучи двадцатилетним юнцом. И я тогда слушал совершенно другую музыку. 

– Давай представим тебя в ситуации Чижа середины 90-х: появился продюсер, надо срочно писать альбом, но собственных песен кот наплакал. Чиж тогда записывал песни тех же Вадима Демидова, Полковника и много кого еще, вплоть до рязанца Олега Тарасова. А ты чьи песни записал бы для своего варианта альбома «О любви»?

– Я бы тоже записал песни Демидова. У меня есть в репертуаре несколько песен чужого авторства, которые я пою на концертах, разумеется, с разрешения. Там есть одна песня Чижа, песня Андрея Козловского, пара песен БГ, одна песня Цоя, несколько романсов и народных. У меня много талантливых друзей. И на альбом песен набралось бы точно.

– Начинал как поэт, книжки стихов выпускал, поэтические конкурсы выигрывал. Сейчас это занятие не забросил, песни не всю творческую энергию съедают? За современной поэзией следишь? 

– Слежу. И много кайфового для себя открываю время от времени. Есть, например, замечательный поэт Надя Князева из Арзамаса. Давно ее знаю, а в последние годы она меня просто потрясает: как круто человек вырос в творческом плане! Сейчас у нее выходит новая книжка, к которой я написал предисловие. И мне эти стихи нравятся, я реально с этими стихами живу. Мы дружим с Верой Полозковой. Не так давно я написал музыку на стихи Дмитрия Львовича Быкова. Свой личный сборник готовлю к выпуску, но пока не тороплюсь. Нужно сделать интересно и лаконично, а это непросто. Гораздо сложнее, чем писать песни, в которых одно зачастую вытягивает другое. А конкурсы не люблю. Творчество – это не спорт и не лотерея. Всегда найдется тот, кто лучше тебя. И это хорошо.



– В Рязань приезжал с концертами уже несколько раз, но всегда без коллектива. Вот и на концерте в «Фонтане», который должен состояться 20 марта, снова будешь в роли рок-барда. Насколько чаще выступаешь один, нежели с музыкантами? Группа «Хьюго» сейчас вообще существует как концертный, а не студийный состав?

– Существует. Но стоит довольно больших денег, затраты совсем другие. Группе нужна подходящая площадка, качественная аппаратура, каждому нужно купить билеты, грамотно и удобно выстроить логистику, накормить, напоить и т.д. И еще сделать так, чтобы каждый привез домой денег – у нас все ребята взрослые, женатые и с детьми. Иногда – с большим количеством детей. У меня, например, двое, у барабанщика и басиста по трое, у одного гитариста тоже двое, а у второго – четверо. Итого – 14 детей на всю группу. Каждого из нас дома всегда ожидает детский сад, который нужно кормить, строить, ремонтировать, охранять, вывозить на отдых и так далее. Одному, конечно, проще ездить. Но несколько раз в году мы играем большие концерты и выступаем на фестивалях.

Беседовал Анатолий ОБЫДЁНКИН

Фото: Алексей КОРОЛЁВ