Обсуждение комплексного развития общественного транспорта Рязани, прошедшее в городской администрации 28 апреля – переломный момент всех споров о рязанских автобусах, троллейбусах, пассажирах и деньгах за проезд.
Рязанская пресса в первую очередь сообщила читателям, зрителям и слушателям прогнозы – пока еще не принятые решения, а только прогнозы! – по размеру будущих тарифов. А вообще-то горожанам стоило прежде всего узнать, что старая система доживает последние полтора года. И что региональные власти впервые открыто и охотно обо всем рассказывают, давая высказаться и предпринимателям-перевозчикам, и общественности.
Закон номер 220 и федеральные правила игры
В 2015 году был принят федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа». Позднее в документ внесли изменения, расписывающие, как именно должны заключаться контракты на перевозки. Так что рязанцам остается спорить только о маршрутной сети, расписаниях и выделенных полосах: все самое главное – в том числе направления движения денежных потоков – уже решено в Москве.
Если сравнивать это с другими коммунальными реформами, то в качестве примера можно привести «мусорную реформу» 2019 года: вывоз и утилизацию отходов отдали единому оператору: с одной стороны, породили монополию, а с другой – определили ответственного за все хорошее и плохое. То же намечается и в сфере общественного транспорта. Новую систему мы должны увидеть к июлю 2022 года – если сроки не перенесут.
МУП сохранят, интересы бизнеса учтут
В выступлениях во время обсуждений был излит бальзам на души консерваторов: муниципальные предприятия (сейчас у нас оно одно – МУП «УРТ») сохранятся, интересы предпринимателей тоже будут учтены.
Но придется встраиваться в новую систему, которую сформирует приглашенный в Рязань областным правительством ВЭБ.РФ – прежний Внешэкономбанк.
Эта государственная корпорация должна обеспечить замену всех старых неудобных маршруток на автобусы средней и большой вместимости – в том числе низкопольные, удобные для пенсионеров и маломобильных граждан. Она же должна «построить» мелких и крупных перевозчиков.
Водители и кондукторы перестанут думать о деньгах
Система так называемых брутто-контрактов, о которой говорят в Москве и Санкт-Петербурге и которая уже внедрена в Казани, Перми, Твери, может прийти и в Рязань. В этом случае водители автобусов и маршруток перестанут охотиться за пассажиропотоком – им будут платить за выполнение рейсов, а не за количество перевезенных, как сейчас.
Таким образом отпадет необходимость в гонках на дорогах: кто кого? А у хозяев коммерческого транспорта снимется головная боль о выручке и сборе денег: теперь об этом позаботится организация-оператор городского транспорта. Например, везде поставит турникеты, наймет контролеров или придумает еще что-то.
Недавно эта самая «брутто-система» рассматривалась на лекции городских урбанистов в торговом доме «Барс». Слушать пришло 7 человек. А зря! Ведь это вполне вероятное будущее рязанского транспорта.
Сторонники комплексного развития общественного транспорта Рязани обещают быть в постоянном диалоге с пассажирами и перевозчиками, публично рассказывать о готовящихся изменениях.
«Новая газета» подробно рассмотрит предлагаемые ими новации в системе рязанского городского транспорта, будет информировать читателей о всех намеченных шагах, знакомить с мнением экспертов.
Тем временем
В четверг, 29 апреля, в контактной троллейбусной сети в районе микрорайона Дягилево пропало напряжение, сообщает пресс-служба администрации Рязани.
В связи с этим троллейбусы маршрута №1 временно ходят до улицы Крупской. Для устранения неполадок на место выехала ремонтная бригада.
Позднее пресс-служба сообщила, что бригада ищет повреждение. Движение троллейбусов маршрута №1 приостановлено до его устранения. Подвижной состав расформирован на это время на другие маршруты.