Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Контрсанкции привели к росту цен (08.07.2021)
 Вместо того чтобы завалить рынок дешевыми продуктами, агрохолдингы везут еду из страны

Более трети россиян не одобряют введенные Россией контрсанкции на ввоз части импортного продовольствия, количество недовольных запретом растет. Об этом свидетельствует исследование ВЦИОМа «Специфика восприятия жителями России отечественных и импортных продуктов питания на фоне экономических санкций». В исследовании приняли участие 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет из 40 российских регионов.

В августе 2014 года президент Владимир Путин в ответ за санкции стран ЕС и США ограничил ввоз в Россию широкого перечня продовольствия. Под запрет попали, в частности, поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, молочных продуктов, сыра, овощей, фруктов и некоторых других продуктов.

Запрет на ввоз санкционных продуктов действует как минимум до конца 2021 года.



За пять лет санкций российское «сельское хозяйство сделало невероятный рывок», оценивал результаты продэмбарго Путин на ежегодной пресс-конференции в конце декабря 2018 года.

Но аналитики пришли к выводу, что за импортозамещение заплатил потребитель: за пять лет действия ограничений продукты в России подорожали, причем не только импортные, но и отечественные, констатировала консалтинговая компания KPMG. По ее данным, с 2013 по 2018 год больше всего для потребителей подорожало сливочное масло (+79%), мороженая рыба (+68%), белокочанная капуста (+62%), макароны (+34%), подсолнечное масло (+35%), пшеничная мука (+25%).

По мнению экономиста Дмитрия Прокофьева, в истории с запретом импорта еды, задачи были такие:

1.Сократить спрос людей на валютную выручку. Работало это так: чем больше люди тратят денег на дорогие отечественные продукты, тем меньше у них остается денег на импортные товары.

2.Обогатить владельцев крупнейших агрохолдингов. За счет роста цен - раз, и ограничения конкуренции - два. По расчетам РАНХиГС, на «импортозамещении» люди ежегодно теряют 445 млрд руб. в ценах 2013 года.

Сумма потерь на 84% была перераспределена в пользу российских производителей и на 3% - импортеров, а 13% стали чистыми потерями.

И еще. Если производители продовольствия уверены, что на внутренних рынках у нет конкурентов, а потребитель беднеет, то продажа еды туда, где за него могут заплатить больше, вполне логичное и предсказуемое решение. 70% вывезенного на экспорт зерна пришлось на 10 крупнейших агрохолдингов России. Вместо того, чтобы «завалить российский рынок дешевыми продуктами», аграрии «почему-то» повезли еду вон из страны.

Ранее «Новая» писала о том, что  рост цен на непродовольственные товары догоняет продовольственную инфляцию — 7,9 против 7,04% (в мае эти показатели составили 7,4 против 6,7%).

Фото: Alessandro Bianchi / Reuters