Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Обещанного три года ждут (28.07.2021)
 С рязанским «Есенин Центром» вышло почти втрое короче

Прошлым летом писатель, Сопредседатель партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ» Захар Прилепин и его местные активисты заявили о желании создать в Рязани новое культурное пространство, соединив там различные творческие проекты и штаб градозащитников.

26 июля «Есенин Центр» открылся в двухэтажном деревянном домике по адресу улица Щедрина, 21 – перед этим его несколько месяцев бережно восстанавливали силами энтузиастов.



Если кто-то вдруг не в курсе: вопреки «мнению» эрудита-губернатора Николая Любимова, высказанному в полемике с блогером Ильёй Варламовым, в Рязани деревянные дома есть и в немалом количестве – на той же улице Щедрина их несколько десятков.



Внутри домика заработало сразу несколько мини-выставок, в том числе представили так называемую Орловскую коллекцию, посвящённую Есенину, включающую много редких, в том числе прижизненных изданий поэта – ещё в прошлом году Прилепин выкупил её для рязанцев. А во дворике, засыпанном щебёнкой, сколотили деревянную сцену, где и прошло открытие.



Кроме самого Прилепина, сказавшего полагающиеся слова и охотно подписывающего желающим свой прошлогодний хит – собравший целый букет премий том о Есенине (самый толстый за всю историю легендарной серии «ЖЗЛ»), спикерами выступили его соратники по политической борьбе во главе с Дмитрием Кузнецовым, местные соратники и затесавшийся в эту компанию замгубернатора Роман Петряев: видимо, в отличие от своего патрона, он в курсе, что деревянные дома в Рязани есть. 



Глава местного отделения «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ» Григорий Парсентьев рассказал, почему в итоге для «Есенин Центра» было выбрано новое место (изначально его планировали в похожем доме на улице Петрова, 4, но там пока всё «тонет» в согласованиях с нашей замечательной городской властью).



Наибольшее оживление вызвала трогательная речь куратора «Есенин Центр» Анфисы Охлобыстиной, рассказавшей историю своего замужества, случившегося именно в Рязани. «Старшие товарищи» тут же охотно начали шутить, что заботятся о традиционных ценностях не только на словах, но и на конкретных примерах.



Завершал мероприятие камерный  театр «КАМ» из Тулы, показавший композицию по стихам… Правильно, Есенина. (Впрочем, образ поэта из книги Прилепина далёк от слащаво-приторного «голубоглазого леля» с ежегодных подражательских шабашей в Константиново, так что в данном случае частое упоминание классика не раздражает).



Несмотря на полдень понедельника, желающих всё это посмотреть и послушать, а заодно отведать плова и ягод, собралось около ста человек, живо и непринуждённо общавшихся друг с другом. Было немало представителей «творческой элиты» города – художников, литераторов, музыкантов. Некоторые приходили не с пустыми руками: певица Элла Хрусталёва принесла в дар «на новоселье» огромный чайный сервиз – теперь «есенинцентровцам» будет из чего поить гостей.



Открытие «Есенин Центра» отчасти заменило снова отменный в связи с коронавирусом фестиваль уличных музыкантов «Подбелка»: раньше именно там можно было, прогуливаясь на свежем воздухе, повстречать сразу несколько десятков знакомых в одной точке времени и пространства. Теперь, наверное, придётся заходить, чтобы пообщаться сразу со многими, в «Есенин Центр». Судя по открытию, одно из его преимуществ перед возможными конкурентами – это, прежде всего, атмосфера, которую следует теперь не растерять.



Уже верстается план работы арт-пространства на ближайшие недели. В принципе, ничего нового. Квартирники начинающих авторов песен и стихотворцев чуть ли не ежемесячно проходили раньше в «Котокафе» на улице Маяковского, что-то похожее делает «Fabrikа» и даже от лица горкульта - ЦПКиО. Лекции от местных и не только спикеров активно культивировал «Фотодом», но перестал в связи с известными событиями. Серьёзные литературные гости вроде того же Прилепина часто заезжали до пандемии на встречи с читателями то в «горьковскую» библиотеку, то в магазин «Книжный барс». Идея свести воедино сразу несколько культурных инициатив тоже не нова. Вот только на нашей памяти все такие рязанские попытки неизбежно вырождались либо в кабак, либо в беспросветную местечковость. Возможно, у «Есенин Центра» сложится удачней.

Сам Прилепин был настроен оптимистично, не стесняясь пафоса: «Скажу честно, я до конца не верил, что все получится, когда больше года назад мы впервые заговорили об открытии «Есенин Центра». В итоге всё получилось очень по-семейному, по-доброму. Я очарован концентрацией гуманитарных знаний, которая ощущается в этом пространстве. Здесь уже большое количество картин, фотографий и других творческих работ талантливых рязанцев. Хотя мы сейчас находимся только в начале пути, я уверен, что это будет не просто музей – «Есенин Центр» станет точкой сердцебиения культурной жизни города».