Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
5 мифов и правда о боях под Рязанью: 80 лет назад (07.12.2021)

В декабре 1941 года нацисты были разгромлены под Москвой, правый фланг советского наступления шел через наш город 

С 11 октября 1941 года Рязань была объявлена прифронтовым городом: немецкие самолеты начали бомбить железные дороги между Москвой, Михайловом, Рязанью и Ряжском. А с 24 ноября по рязанским шоссе уже разъезжали, приближаясь к областному центру, немецкие бронетранспортеры и мотоциклисты. За Рязань боев не было, но каждый год в СССР было принято вспоминать героические страницы битвы под Москвой. И поэтому иногда «по указанию сверху», а иногда и «из глубины народных масс» было создано несколько мифов. Сегодня, когда история постепенно уточняется, их последовательно разоблачают.

Красноармейцы с противотанковым ружьем зимой 1941 года


Миф 1

Гитлеровцы дошли только до бетонного «штыка» на трассе Рязань-Михайлов


Немецкие войска вошли в Рязанскую область 23 ноября 1941 года – в Чернаву, Павелец, Горлово. К вечеру 24 ноября они одновременно заняли два сравнительно крупных города, Михайлов и Скопин. После этого их наступление остановилось.

В Михайлове стояли два подразделения немецкой 10-й моторизованной дивизии – 40-й мотоциклетный батальон и 10-й разведывательный батальон. Их солдаты на мотоциклах или бронетранспортерах бывали практически во всех крупных селах между Михайловым и Рязанью. На немецкой карте 28 ноября показано, как их 10-й разведбат отступает из Захарова в Михайлов. Исследователи Галина Грин и Владимир Чернов из центрального музея ВОВ в 2018 году выяснили (их книгу опубликовала «Малая родина»), что захватчиков прогнали обратно танкисты советской 17-й танковой бригады.

Мемориал со штыком у села Поярково

Памятник в форме штыка был установлен уже в XXI веке, чтобы отметить место, с которого части Красной армии пошли в наступление вечером 6 ноября 1941 года.


Миф 2

Скопин освободили от немцев после боя 27 ноября


Уже после окончания войны, на основании воспоминаний ветеранов 84-й бригады морской пехоты, совершившей рейд через Скопин 27 ноября 1941 года, власти решили, что именно тогда город и был освобожден. Широко известны воспоминания почетного гражданина Евгения Дронова (1927-2007), как он 27 ноября подростком участвовал в бою за Скопин. Заместитель главнокомандующего ВМС РФ Виктор Астапов в статье «Морские стрелковые бригады в боях под Москвой» вообще отнес освобождение к 28 ноября.

Но 26 ноября начальнику штаба Западного фронта генералу Василию Соколовскому уже доложили телеграммой об освобождении Скопина. Ее фото опубликовал в «КП-Рязань» исследователь Евгений Баранцев. В ней упоминается вошедшее в город подразделение майора Хомдина.

Немецкие документы подтверждают эту дату: 26 ноября на Скопин был налет советской авиации и атака «силами двух полков», после чего захватчикам пришлось оставить город. Секретарь райкома ВЛКСМ Крашкин тоже говорил в 1942 году на пленуме: «Всего день были в городе фашисты...»

Фото из газеты за декабрь 1941 года


Миф 3

Прямо на площади Ленина в центре Рязани упал сбитый немецкий самолет


Из совершавших налеты на Рязань немецких самолетов было сбито то ли два, то ли три. Миф относится к первому из них: 19 июля 1942 года советский бомбардировщик Ил-4, возвращаясь на аэродром Житово (в Рыбновском районе), увидел неподалеку немецкий бомбардировщик Do-217, тоже возвращающийся к своим. Несмотря на то, что у врагов оставалось мало топлива, они начали перестрелку. Немецкий самолет был сбит и упал около села Носово (сейчас там проходит железная дорога Рязань-Узуново).

Чуть позже его перевезли в Рязань и положили на площади Ленина, чтобы горожане могли испытать чувство победы над врагом. Об этом есть картина, которую нарисовал уже в послевоенные годы художник-любитель Вадим Ворона. Возможно, кто-то из горожан, придя попозже, решил, что этот обгоревший фюзеляж именно здесь и упал. И через много лет рассказывал об этом внукам.

Второй немецкий самолет был сбит утром 28 ноября над селом Семчино противовоздушным дивизионом танковой бригады.

О третьем самолете никаких официальных документов не сохранилось, но несколько очевидцев рассказывало, что советский истребитель гнал его над городом и расстрелял в районе Турлатова. Упала немецкая летающая машина, по их мнению, за Окой где-то в болотах. Найти ее не удалось.


Миф 4

Михайлов 7 декабря 1941 года был освобожден одной 330-й стрелковой дивизией


О взятии Михайлова войсками советской 10-й армии впервые сообщило Совинформбюро 4 дня спустя, 11 декабря. Но части, которые ворвались в город там не были названы. После войны, в 1966 году, бывший командующий армией маршал Филипп Голиков написал мемуары «В Московской битве», в которых приписал взятие города 330-й стрелковой дивизии. Он писал по штабным документам, затребованным в архиве. После Голикова его версию стали повторять все, кто писал о событиях 7 декабря.

Запись в журнале боевых действий об освобождении Михайлова

На самом деле 328-я и 330-я стрелковые дивизии подошли к городу одновременно на рассвете и очистили его от подразделений вермахта утром 7 декабря. Но связист Когтин из 328-й дивизии, посланный на лошади с донесением о победе, не смог найти передвинувшегося штаба. А 330-я дивизия доложила о взятии города по радиосвязи. Поэтому в штабных сводках как освободительницу Михайлова и зафиксировали одну только 330-ю дивизию.

Только в XXI веке, найдя в музее журнал донесений 328-й стрелковой дивизии, историки узнали правду.


Миф 5

Под селом Гремячее советская пехота «завалила трупами» немецкие пулеметы


Этот миф появился в «перестроечные» времена. Он основан на значительных потерях 328-й стрелковой дивизии на берегу Прони. Берег, с которого наступали советские солдаты, был низким и открытым, а тот, на котором укрепились немцы – высоким. 9 декабря утром дивизия пошла вперед, но атака захлебнулась: у красноармейцев не хватало белых маскировочных халатов, которые помогали бы им скрываться на снегу.

Пришлось действовать по-другому: пользуясь численным перевесом, командир дивизии полковник Петр Еремин выслал целый полк в обход села с юга. Пока они обходили село, два артиллерийских дивизиона стали громить пулеметы противника на высоком берегу. По нашим артиллеристам стреляли из минометов, однако, как сказано в приказе, «старший лейтенант Остапенко умело маневрировал орудиями, заставляя бойцов менять места стрельбы», поэтому потерь было немного.

Под конец дня красноармейцы зашли захватчикам в тыл и вынудили немцев, не хотевших попадать в окружение, стремительно бежать по дороге на Тулу.

Карта наступления под Москвой