Формирование участковых избирательных комиссий на пятилетний срок в Рязани имело и совсем близкую цель — выборы в городскую думу 8 сентября. И итоги формирования ясно дают понять: по-честному не будет.
Независимые и опытные наблюдатели (в первую очередь — от «Голоса») были выдвинуты «Яблоком». И ни один не назначен. Зато помимо традиционно управляемых кандидатов «от трудовых коллективов,» в состав УИКов включили недотыкомок из партий-однодневок. Участковым председателям уже пообещали премии в несколько десятков тысяч рублей за «правильную» работу во время предстоящей избирательной кампании.
Чтобы сделать голосование еще более предсказуемым, в областное законодательство недавно внесли изменения и разрешили на муниципальных выборах в Рязани голосовать иногородним студентам. Так что молодые избиратели из сельской местности, проживающие в общежитиях, дадут несколько дополнительных процентов в копилку нужной партии. Студенты, тем более, не имеющие собственной крыши над головой, вообще одни из самых бесправных граждан. Которых можно и на демонстрацию под конвоем вывести, и к избирательным урнам.
Обо всем этом можно даже не говорить, если знать, что самое независимое руководство облизбиркома ходит на доклад и за указаниями к одному из членов регионального правительства и смиренно дожидается у кабинета своей очереди на прием. А другой член правительства контролирует работу полуоппозиционных партий и кандидатов и заранее говорит им, сколько голосов они в итоге наберут. И что городские чиновники вовсю составляют списки «мертвых душ», которые, конечно же, выполнят свой гражданский долг. Существующие только на бумаге сознательные избиратели — это давно уже не новость.
В этой связи перед всеми действительно оппозиционными политиками стоит извечный вопрос: что делать?
Варианта три.
Первый. Участвовать, выдвигаться и бороться с фальсификациями. Отслеживать карусельщиков, пресекать подкуп и т.д. В надежде на успех.
В пользу этого вроде бы говорят результаты выборов пятилетней давности. Когда протестные настроения были еще даже менее сильны, чем сегодня, «Единая Россия» завоевала всего 33% голосов. Получить контроль над городским парламентом у единороссов в итоге вышло только после подкупа депутатов от других фракций и присоединения к себе победивших самовыдвиженцев.
Но где гарантии, что ввязавшись в эту игру и сделав почти невозможное (перебив высокой протестной явкой вбросы и привод), мы в итоге не получим наглое и банальное переписывание протоколов? Как это случилось в Рязани во время президентских выборов прошлого года? По тем фактам даже самые ангажированные следователи вынуждены были бы возбуждать дела, но никто из избиркомов наказания в итоге не понес. Расследование очевидного приехали контролировать люди из АП и в итоге скандал замяли.
Второй вариант. Не участвовать и таким образом не легитимизировать заранее преступные выборы.
И, наконец, третий вариант. «Компромиссный». Участвовать, но только с заранее определенной целью на собственном примере доказать нелегитимность выборов. Чтобы наиболее неподконтрольным оппозиционерам отказали в регистрации, а наблюдатели в очередной раз зафиксировали множество нарушений. Если общество еще нуждается в доказательствах, их нужно предоставить.
Только вот нуждается ли еще, как думаете?