А можно закрыть глаза на все официальные регалии и просто представить самый дивный, сказочный мир, в котором хочется находиться бесконечно: погружаться в новые смыслы, впитывать звуки и образы, перебирать изящные аллюзии и выстраивать тонкие цепочки ассоциаций. Наконец, просто от души хохотать или украдкой смахивать нечаянную слезу…
KarlssonHaus уже несколько раз приезжал в наш город на «Рязанские смотрины». И спектакли, показанные в рамках фестиваля, произвели необычайное впечатление. Сейчас театр планирует полноценные гастроли, в афише которых два спектакля для маленьких зрителей «Домашние монстры» и «Муми-тролль и шляпа волшебника», а также постановка для взрослой аудитории «Ваня».
И пока питерцы пакуют чемоданы, мы связались с Олесей Кренской, заместителем директора KarlssonHaus, чтобы в формате интервью представить рязанцам легендарный театр и выбранные для гастролей спектакли.
Никчемное строение с сувенирным домиком
– Олеся, давайте начнем с истории. Как и когда образовался KarlssonHaus? Кто стоял у его истоков и откуда такое «домашнее» название?
– KarlssonHaus открылся в 2006 году. Своим появлением на свет он обязан двум «родителям»: административно его поддержали Людмила Павинская и Петр Ольшанский (руководители АНО «Театр «Визит»»), а художественная программа определялась тремя режиссерами, выпускниками факультета театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (сейчас Российский государственный институт сценических искусств) – Борисом Константиновым, Алексеем Шишовым и Денисом Шадриным. В 2005 году на спектакле театра танца «Визит» совершенно случайно оказались два друга, два режиссера-кукольника – Борис Константинов и Алексей Шишов. После нескольких лет кочевой жизни в Германии, где они выступали в уличных программах с концертными марионетками, полные энтузиазма и амбициозных планов, они вернулись в Петербург. Артистка балета и менеджер Людмила Павинская ни о каком театре кукол тогда не думала и не мечтала. Но в этих ребятах она увидела людей, столь же фанатично преданных искусству театра, как и она сама. И дала им шанс.
Кукольникам выделили флигель во дворе на Фонтанке: для танцевальных проектов он не годился, так как был слишком мал, а для камерной постановки с куклами подходил идеально. В 2006 году на площадке «Визита» появился первый кукольный спектакль «Мой Карлссон». А на крышу флигеля водрузили крошечный деревянный домик, в котором и получил прописку «мужчина в самом расцвете сил».
Вряд ли тогда кто-то мог предположить, что спустя несколько лет никчемное строение с сувенирным домиком на крыше, азартно сколоченным на скорую руку, шутки ради, превратится в самый настоящий театр, стены которого будут увешаны дипломами престижных премий, спектакли востребованы и в России, и за рубежом, ставить их будут режиссеры международного уровня, и к тому же KarlssonHaus станет организационной площадкой крупных театральных проектов для актеров и менеджеров. Спектаклитеатра отмечены престижными премиями, среди которых Российская национальная театральная премия «Золотая маска», Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит», «Театры Петербурга детям». Мы активно гастролируем и участвуем в фестивалях.
Также театр KarlssonHaus выступает учредителем ежегодного образовательного проекта – Международной летней лаборатории фигуративного театра, благотворительного проекта «Доктор Карлссон», а также организатором Передвижного фестиваля негосударственных театров.
«Мы любим рисковать»
– В каком формате существует сегодня KarlssonHaus? Любопытно, что на сайте на страничке «Люди театра» нет привычного (для всех государственных организаций) раздела «Руководство». Существует ли постоянный костяк административно-художественного состава? И как собирается группа под конкретный спектакль (проект)?
– Сегодня коллектив существует в горизонтальной модели. Мы – современный театр, состоящий из команды единомышленников. Мы – за развитие и рост, поэтому к нам можно ходить всю жизнь. Нам важно, чтобы зрителям было с нами интересно, комфортно и свободно. Кстати, о свободе. Мы свободны в творчестве, мы любим рисковать, не устаем задавать вопросы и стараемся искренне на них отвечать. Мы не развлекаем и не воспитываем. Наш театр – это территория доверительного диалога и профессионального развития.
У нас есть административная группа, которая занимается стратегическим развитием театра, и труппа, состоящая из 18 актеров (все они имеют профессиональное образование «Актер театра кукол», по большей части ребята окончили Ярославский театральный институт). Иногда мы привлекаем актеров других театров, в том числе драматических. Художественную политику определяет директор театра Анна Павинская. Группа под конкретный проект собирается, как и в любом театре: режиссер приходит со своей постановочной командой. У нас нет какого-то жестко заданного направления. Мы, скорее, идем от режиссера, ищем тех, кто нам особенно интересен и приглашаем на постановку.
Так, например, серьезный задел для нашего театра создал Алексей Лелявский. Собственно, с него и начался наш взрослый репертуар, хотя, признаться, мы долго вели переговоры, уговаривали, он выкраивал время в своем насыщенном графике, но, в конце концов, сотрудничество началось. Мы редко предлагаем режиссеру поставить какое-то конкретное произведение. Материал подбирает он сам. Главное, чтобы это органично приживалось на наших площадках.
– В одной из статей про KarlssonHaus выражено мнение, что главная особенность театра состоит в сочетании европейского взгляда на детский театр и лучших качеств русской режиссерской школы. В чем это реально выражается на практике?
– Мы стараемся избегать воспитательного, дидактического момента, а стремимся говорить со зрителем независимо от его возраста о чем-то большем, чем сюжет того или иного произведения. Все наши спектакли в первую очередь о человеке, даже если на сцене слон, корова или цыпленок. На постановки мы приглашаем как мастеров режиссуры, известных далеко за пределами России, так и дебютантов. С 2016 года ежегодно проводим Летнюю лабораторию фигуративного театра, которую ведут педагоги, имеющие постановочный опыт. Актерам же всегда интересно осваивать новые школы, приемы, способы существования. К слову, это одна из причин того, что в театре нет главного режиссера.
– В современных детских спектаклях (не только кукольных) все чаще любят использовать интерактивные моменты, чтобы дети чувствовали себя свободно и включались в действие. Этим отличаются и многие постановки KarlssonHaus. Но как соблюсти правильный баланс, чтобы театр не перешел в анимацию?
– У нас очень камерные сцены: здесь важна непосредственная близость со зрителем, и мы стараемся создать такую атмосферу, чтобы люди не чувствовали себя попавшими в «академическое» пространство. То есть наша задача создать с порога такое настроение, чтобы зрители понимали: они пришли в гости к друзьям. Для нас важен юмор и чуткое отношение к зрителям – ведь они находятся на расстоянии вытянутой руки. И когда новые артисты приходят в наш коллектив, они порой этого пугаются, потому что дети – самая непредсказуемая публика. Тут артисту не позавидуешь, поскольку реакция должна быть, с одной стороны, органичная и оперативная, а с другой – максимально тактичная. Потому что ребенка, даже если он нарушает ход спектакля, всегда надо выслушать: ведь мы пригласили его в гости и, если он активно включился в игру, – то значит здесь ему комфортно. В нашем театре существует некая преемственность. Во-первых, ребята, которые приходят к нам, прекрасно понимают, на что они идут. А во-вторых, помимо профессиональных качеств, мы всегда обращаем внимание на человеческие, в том числе и на умение общаться с детьми. И дальше уже, в коллективе, этот навык совершенствуется благодаря сложившимся здесь традициям. А она, по сути, одна – это когда талантливые, очень хорошие артисты получают удовольствие от работы.
– Волшебная страна Муми-дол всеми любима с самого детства. Спектакль «Муми-тролль и шляпа волшебника», который будет показан в Рязани, рекомендуется только маленьким зрителям? Или взрослые тоже смогут найти для себя приятные открытия?
Спектакль «Муми-тролль и шляпа волшебника»
– Наши детские спектакли, в том числе и «Муми-тролль и шляпа волшебника» рассчитаны на семейный просмотр. Мы стараемся так подбирать материал и способ работы с ним, чтобы был так называемый второй план, который интересен взрослым и дает повод после спектакля пообщаться с детьми. К слову, иногда на детские спектакли к нам приходят без детей. «Муми-троллей» поставили режиссер Петя Васильев и художник Алевтина Торик, которые по праву считаются мастерами добрых и светлых спектаклей, любимых зрителями всех возрастов. На некоторое время все перенесутся в страну безмятежного детства, где живут любимые герои книг Туве Янссон.
Доиграться до «Золотой маски»
– Режиссером постановки «Домашние монстры» является небезызвестная Бенька (Светлана Бень), белорусская певица, актриса, режиссер, лидер кабаре-бэнда «Серебряная свадьба». Какие «монстры» вышли из-под ее руки в вашем театре?
Спектакль «Домашние монстры»
– Света Бень – замечательная кукольница и музыкант. Она прекрасна своей непосредственностью и необычным философским взглядом на мир. С одной стороны, наивным, с другой мудрым. Когда мы пригласили Свету поработать с нами, она предложила эту историю про соседей – добрую, с юмором, и в то же время глубокую. Один из «монстров» постоянно занимает ванную комнату и поет там песни, второй перекладывает вещи с места на место, третий чудит в холодильнике. В каждом из них можно узнать кого-то из своих знакомых. Но так ли серьезны недостатки ближних или все же можно найти способ жить дружно?
– На гастролях рязанцы смогут увидеть спектакль «Ваня», который можно назвать легендарным: в его наградном отделе более десятка наград, включая «Золотую маску» и «Золотой софит». Если смотреть изнутри, ожидали ли такого успеха? В чем главное притяжение и сила постановки?
Спектакль «Ваня»
– Когда ставится новый спектакль, невозможно угадать его судьбу. Будет ли он успешным, станет ли своеобразной визитной карточкой театра или обречен быть сыгранным несколько раз. Ведь не существует никаких гарантий творческого успеха. Первоначально спектакль должны были играть три актера (дубли), в итоге уже несколько лет «Ваню» играет только Михаил Шеломенцев, получивший за него «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа актера». Эта номинация довольно редко присуждается в театре кукол. «Ваня» с успехом идет в Петербурге, он объездил множество фестивалей, его видели зрители разных стран. Ваня – это собирательный образ русской души: светлой, немного наивной, бескорыстной и отважной. Спектакль задевает за живое, в нем есть юмор, тонкая актерская игра, сценография, рождающая множество ассоциаций.
– Какова в нем роль кукол? Могла ли постановка быть реализована в драматическом театре?
– Куклы и объекты занимают важное место в спектакле. Они не только объекты манипуляций, но и мощные художественные образы, рождающие многие смыслы и усиливающие сказочность истории. Например, «застрявшие» в домике дед и бабка – лубочные, почти неигровые, скорее интерьерные. И эта невозможность поменять свое место в пространстве довольно метафорична. Конечно, «Ваня» мог бы случиться и в драматическом театре, но это была бы совсем другая история.
Беседовала Вера НОВИКОВА, «Новая»
Фото: KarlssonHaus