Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Как снег в баню (04.08.2022)
Мэрия Рязани снова просит денег на снегоуборочную технику у области. И они снова растают


Городские власти озвучивают данные об удручающем состоянии парка машин для уборки улиц. А спустя время – о закупке новой техники. Потом все заново. Такая в Рязани традиция. И каждого нового главу региона раскручивают на деньги из областного бюджета для покупки техники в Дирекцию благоустройства города. И где она?

Парк Дирекции изношен на 80%, 2 августа сообщила «КП-Рязань» со ссылкой на совещание в гордуме. Там же представители мэрии озвучили, что штат Дирекции укомплектован только наполовину.

 
Центр Рязани зимой. Классическая ситуация

Путаются в показаниях

Как перевести эти 80%? От какого количества техники такая доля износа? А это в Рязани тайна. На сайте горадминистрации четких данных о материально-технической базе Дирекции благоустройства (ДБГ) нет.

Есть только рапорты об уборке улиц, которые здесь появляются регулярно, зимой так почти ежедневно. И иногда – о закупке инвентаря. Но любопытные выводы можно сделать и из этих материалов.

В далекое прошлое углубляться не будем, возьмем для старта 2017 год – тогда приехал новый глава региона Николай Любимов. Осенью того же 2017-го и.о. мэра Сергей Карабасов объявил, что «необходимо более эффективно организовывать работу по уборке города от снега и наледи».

– Это задача, которую перед нами ставит руководство области. Для ее выполнения принято решение дополнительно закупить в этом году 18 единиц спецтехники, – объявил почти пять лет назад тогдашний градоначальник.

Ну, не 18, и не «в этом году», но под конец той зимы город купил 10 спецмашин. Запомним: на начало 2018 года 10 штук.

В декабре 2020-го в ДБГ прибыли еще шесть комбинированных КамАЗов. В конце 2021 года купили шесть новых тракторов и один погрузчик. И обо всех этих закупках власти объявляли публично и долго.

Итого: 10 + 6 + 7 = 23 новые машины за 2018-2021 годы. Большую часть денег на них дала область.

В феврале 2022 года в сообщениях мэрии проскакивало конкретное число: на улицах работают 46 единиц снегоуборочной техники ДБГ. Значит, те 23 новых – это ровно половина парка в 46 штук.

 
Таким способом с последствиями только одного снегопада в Рязани борются неделями

Но вернемся к 80% износа. Калькулятор уверяет, что из 46 это 37 машин. Значит в нормальном состоянии 9 штук.

Как так-то, почему всего девять? А где 23 новеньких автомобилей и тракторов, купленных за четыре года?

Вопрос не совсем правильный. Здесь нужно знать, с чего считают процент износа. Мы же опираемся на данные, озвученные мэрией: зимой работали 46 штук. А сколько в ДБГ еще чисто летних машин и сколько стоит на приколе, уже не в силах сдвинуться с места? Горадминистрация эти данные не озвучивает.

О масштабах ржавого парка можно лишь догадываться по информации, случайно просочившейся в СМИ в начале 2018 года.

– На данный момент на балансе Дирекции благоустройства 124 единицы снегоуборочной техники, – писал портал Ya62.ru в феврале 2018-го.

То есть тогда говорили о 124 штуках, а спустя пять лет – уже 40 с хвостиком? Либо десятки машин за эти годы списали, либо в те 124 когда-то включили и лопаты.

Это называется бардак.

Беспроигрышная схема

Бардак тянется даже не годами – десятилетиями. Вместо того чтобы постепенно обновлять парк, на него забили. Рязань спасали автослесари ДБГ, латающие зачастую еще советские машины. А теперь в том парке огромная дыра. Мысль о том, что ее штопать нужно постепенно – медленно, но непрерывно наполняя Дирекцию благоустройства новой техникой – озвучивается регулярно.

В теории она прекрасна. На практике же действует четкий алгоритм по относительно честному отъему денег из областного бюджета.

Работает он так: после серьезного снегопада Рязань встает в пробках, в соцсетях мат-перемат, а мэрия с жалостливым видом говорит, что очень-очень старается, но техники у нее мало. Губернатор, которому осточертели и соцсети, и снежные пробки (он тоже не на вертолете перемещается) – велит дать денег на снегоуборочную технику. А спустя время все повторяется вновь.

Пример 1.

Релизы в январе 2019 года: «Губернатор Николай Любимов поручил рассмотреть возможность приобретения для города 30 снегоуборочных машин». Деньги нашли позже и гораздо меньше, но нашли. А зимой 2022-го сообщают о 46 машинах на улицах.

Пример 2.

Релизы в августе 2022 года: «Павел Малков поручил найти средства на покупку снегоуборочной техники для Рязани». Засекаем: к зиме купят штук десять машин, а позже будут отчитываться, что на улицы вновь вышло 43-46 единиц техники.

Купите уже «хап-хапы»!

Для того чтобы показать главе региона, какие они практичные, высокопоставленные чиновники мэрии (как правило педагоги да юристы) выбирают комбинированные машины. 10 таких КамАЗов как раз приобрели в 2018-м – за 60 с лишним миллионов. Зато с массой сменных насадок: и на лето, и на зиму. Тут и несколько видов щеток, и отвалы, и даже распределитель противогололедных материалов. Все это замечательно, но когда завалит снегом, такая техника может его только сдвигать. А кто будет грузить в самосвал? По старинке – трактор с ковшом.

Те самые многорукие и дорогущие КамАЗы. Это как купить кухонный комбайн с массой функций, а использовать лишь несколько

И здесь мы снова возвращаемся к «хап-хапам», о которых писали неоднократно. Это агрегат, способный за считанные минуты наполнить целый кузов грузовика снегом. Коммунальщики еще называют его «прапорщик» или «золотые ручки».

Происходит это так: грейдеры (если дорога широкая то два, а то и три) сгребают снег с дороги в один вал – он укладывается ближе к середине проезжей части. Прямо за грейдерами идет «прапорщик» и своими лопастями «съедает» этот вал – по ленте поднимает и перекидывает снег в грузовик, едущий позади.

На дороге в этот момент с десяток машин – помимо грейдеров и «хап-хапа» еще и цепочка самосвалов, которые, сменяя друг друга, принимают снег. Но проезжая часть в этом случае очищается полностью и буквально за минуты. Пройди такие колонны по Рязани одну ночь – утром все основные дороги города будут чистыми. Включая спальные районы.


Снегоуборщик здорового мэра

 
Проку от всех этих грейдеров без нормальной погрузки немного

Сколько таких снегоуборщиков необходимо облцентру? На запросы СМИ мэрия четкого ответа не дает. Но в глубинах Дирекции благоустройства на проезде Яблочкова спрятана еще советская методичка, по расчетам из которой в 2015 году на город их нужно было минимум 16. На тот момент в Дирекции оставалось всего четыре таких (уже полуживых) машины. В конце 2021-го впервые за многие-многие годы купили… один «хап-хап». А город за это время еще и разросся.

 
Последствия грейдирования как способа уборки снега минувшей зимой. Представьте в таком месте маму с коляской

Мы пишем о необходимости покупки именно таких снегоуборщиков регулярно. А мэрия, выпрашивая деньги у области, регулярно закупает КамАЗы с насадками и мини-тракторы, показывая, повторим, свою «практичность», забывая про алгоритм уборки снега.

А он прост:

– шаг №1 – смести/собрать снег

– шаг №2 – погрузить его в самосвал

– шаг №3 – вывезти снег из города.

С пунктами 1 и 3 все в относительном порядке: КамАЗы сгребают снег с дорог, мини-тракторы – с тротуаров, а самосвалы для вывоза есть (после сильных снегопадов муниципалитет арендует их у строительных компаний). Но чем оперативно грузить?!

Если деньги, которые на этот раз наскребут по указанию врио губернатора Малкова, потратят также как и раньше, забыв про шаг №2, снежные коллапсы Рязани гарантированы. Причем даже без аномальных снегопадов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Застрявшую скорую помощь в Рязани не могли вытолкать 40 минут

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас


Фото: пресс-служба администрации Рязани, соцсети и сайт petrozavodsk-mo.ru