«Нас жестоко обманули. Люди готовы митинговать» (27.07.2023)
27 июля в Дядьковском ДК состоится встреча жителей села и представителей власти. Приехать планируют глава регионального минтранса Павел Супрун, глава администрации Рязанского района Наталья Жунева и депутат облдумы Владислав Сафронов. Делегация призвана успокоить сельчан – ведь речь пойдет о подъезде к новому мосту через Оку.
«Новая» тем временем подготовила материал о «чудесных» интерпретациях вопроса этого строительства:
«Нас жестоко обманули. Люди готовы митинговать»
Какие опасности таит проект строительства нового моста через Оку
Стартовал конкурс на проект нового моста через Оку – дублера нынешнего Солотчинского. Об объекте сначала мечтали, потом его даже обещали, но все длилось так долго (только обещания с июня 2018 года, – ред.), что весть эта почти для всех была хороша. Почти, потому что для жителей пригородного села Дядьково и окрестностей она чревата ужасающими последствиями.
Поясним: если ехать через нынешний мост из Рязани в сторону Солотчи, то Ока течет слева направо – в стороне, что по правую руку, и хотят построить новую автомобильную переправу. Но машины до моста-дублера должны как-то добраться, а затем съехать с него на что-то с другой стороны реки. Место съезда определено – дорога на Спасск. По поводу заезда региональный Минтранс решил, что он будет после Дядькова.
И в селе началась другая жизнь. А точнее – борьба за свои права.
Такой подъезд нам не нужен
Язык не поворачивается назвать прихотью желание людей не допустить строительство дороги к мосту в своем населенном пункте. Тем, кто никогда не был в Дядькове, кажется, будто местные хотят сохранить тишину и уют загородной жизни. Но от села здесь одно название: это скорее гудящий пригород – покой и без моста тут только снится.
– В сторону Новоселок очень много понастроили. Утром едут все на работу, вечером обратно. Пробки регулярно, зимой люди по часу стоят, – рассказали «Новой» местные.
– На одной из встреч чиновники Минтранса нам сами сказали, что трафик у нас 40 тысяч автомобилей в день – туда-сюда. А потом уже другие чиновники – что через Солотчу трафик 60 тысяч, – пояснил нам житель села Александр Калинчев.
И при таких показателях представители власти на полном серьезе убеждают дядьковцев, что благодаря реконструкции тут исчезнут пробки!? В облправительстве ссылаются на то, что вместо двух полос здесь планируют сделать четыре. Но не шесть же!
При шести – чиновников бы точно подняли на шесты: дорога при планируемом расширении и так будет прямо у окон.
– У нас от домов до нее и по 18, и по 14 метров. А расширение в каждую сторону обещают по семь метров. Это при сгребании снега его прямо в окна свалят? – говорит жительница Дядькова Людмила Егорова.
Получается, что с каждой стороны шоссе до домов останется по семь метров. Для сравнения: длина гостиной в классической рязанской «двушке» – пять метров. Вот и представьте такое круглосуточное соседство с тысячами громыхающих и чадящих выхлопными газами авто.
Проезжую часть при этом обещают загородить экранами. Но жителям Дядькова тоже нужно выезжать по своим делам. Где и как они будут за этими щитами разъезжаться? Плюс пешеходы: им куда деваться и как переходить на другую сторону – по двум надземным переходам на все село?
На подобные вопросы чиновники отвечают, что все нюансы «обязательно предусмотрят при проектировании». Им, разумеется, никто не верит.
Кроме обещаний сократить пробки, было и много другой фантастики. Например, говорили, что за селом (в сторону Оки) ценная земля для сельхозугодий и потому там дорогу строить не надо. Оправдание курам на смех: в Рязани любая ценность, даже многовековая, меркнет на фоне важности и коммерческой выгоды от строительства. Тем более, эти поля рано или поздно все равно заставят высотками.
В одном из многочисленных официальных ответов жителям функционеры облправительства написали, что дорогу реконструируют «в целях улучшения экологической обстановки населенных пунктов». Вот только каких?
Трасса будет относиться ко II категории, а такие в селе делать нельзя. Но и тут ответ готов.
– При строительстве новых дорог категорий I-III их прокладывают в обход населенных пунктов. Однако здесь речь не о строительстве, а о реконструкции, – выкрутились чиновники.
При всех отписках и отговорках людям ни разу не объяснили, почему нельзя сделать подъезд к мосту в отдалении от жилых домов. Экономическая целесообразность? Так поясните, какая именно. Например, благодаря гениальному проекту удастся сберечь столько-то миллиардов, на которые можно построить столько-то новых школ, медучреждений, спорткомплексов. Легче людям не станет, но появился бы ответ на вопрос, с чем связан этот чиновный напор. А сейчас складывается полное ощущение, что пустить транспорт по готовой, пусть и вдвое расширенной дороге – проще, и именно это основная причина.
Еще задолго до получения всех этих странных ответов, едва появилась информация о грядущих изменениях, в Дядькове собрали более тысячи подписей против подъезда к мосту через село. Решили даже митинговать – анонс события растиражировали почти все СМИ Рязани. Но было это в январе 2022 года, и причина для отказа буквально валялась у чиновников под ногами: пандемия. Больше двух не собираться.
А тем, кто решит все же прийти, грозил штраф в 30 тысяч рублей. Каждому. И дядьковцы остались дома.
ВидЕние или вИдение?
Осенью прошлого года людей успокоили: сказали, что есть планы сделать дорогу вне села – то есть параллельно ему. И схемы показали – всё, как настоящее.
Было это с подачи Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области. Его сотрудники объяснили, что при таком варианте у новой (именно новой, построенной с нуля) дороги не будет даже съезда в Дядьково. Правда, уточнили, что представленные схемы – видение архитекторов. Все, мол, будет решать Минтранс, но обязательно с учетом мнения жителей.
Ну, хорошо же? Лучше, чем постоянное отфутболивание.
Все карты (в обоих смыслах) раскрылись, когда на госзакупках появился тот самый конкурс на проект моста. В задании будущему подрядчику велено учесть обоснование инвестиций, разработанное компанией «Гипростроймост» в 2021 году. А в том обосновании подъезд идет прямехонько через Дядьково.
– Нас жестоко обманули. Обстановка в селе накаляется. Люди готовы митинговать, – говорят местные.
Пандемия закончилась. Под каким предлогом им теперь будут запрещать? Учитывая приведенную выше цитату про улучшение экологии, повод придумают, не моргнув. Если только дядьковцы не надумают что-то еще. P.S.Дядьковские власти уже сообразили, как запретить населению протестовать против строительства будущей трассы. Людям, которых этот вопрос касается напрямую, нельзя организовать сельский сход в ДК, потому что… речь идет о реконструкции дороги регионального, а вовсе не местного значения. В переводе на общедоступный язык это звучит как «не вашего ума дело».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Одна из причин экономии – необходимость согласования проекта с федералами. Если предложить им вариант подешевле, то выше вероятность выделения денег на мост-дублер. А при пуске подъезда через пойму, даже при условии, что этот путь будет короче дядьковского, весь проект вырастает в цене. Так, скорее всего, будут объяснять свою позицию в региональном правительстве.