Рязанская «Новая» в рамках новой рубрики рассказывает о возможностях обмена недоброкачественного товара
В
предыдущем выпуске «Новая газета» дала начало новой рубрике «Спросите юриста». В ней каждый из читателей сможет задать интересующий его вопрос и получить на него квалифицированный ответ. Задать вопрос вы можете, прислав его на электронный адрес cons@pkresultat.ru или позвонив по телефону 99-88-44. За прошедшую неделю больше всего было задано вопросов по поводу возврата купленного товара, основные моменты комментирует ведущий юрист Правозащитной Компании «Результат» Мария СИВАШОВА.
– Когда потребитель вправе обменять товар надлежащего качества? То есть, если с товаром все в порядке, но он просто не понравился. Цвет, например, не подошел.
– Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на такой же товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней с момента приобретения, не считая дня покупки.
– Когда потребитель НЕ вправе обменять товар надлежащего качества?
– Существует перечень товаров надлежащего качества, обмен которых невозможен. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства).
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые ИЗО издания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
– Что необходимо для обмена товара?
– Покупатель должен обратиться к продавцу с письменным заявлением. При условии того, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
– Что может требовать потребитель от продавца в случае покупки товара с недостатками?
– Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
1. потребовать замены на товар этой же марки;
2. потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим 3. перерасчетом покупной цены;
4. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
5. потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
6. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
– Если товар находится на гарантии, можно ли предъявить требование о его возврате и получении денег обратно?
– Да, в отношении технически сложного товара, к которым относится мобильный телефон, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе:
– расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы,
– предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении 15 дней с момента покупки телефона указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
– обнаружение существенного недостатка товара;
– нарушение установленных сроков устранения недостатков товара;
– невозможность использования товара, который находится на гарантии, в течение более чем 30 дней по причине неоднократного устранения его различных недостатков.