Уровень жизни школьных педагогов в разных регионах сильно различается. Ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования НИУ ВШЭ Павел Деркачев проанализировал положение учителей за девять месяцев 2013 года.
Павел Деркачев рассмотрел «платежеспособность» учителей по нескольким параметрам, сгруппировав регионы в кластеры по сходству уровня жизни педагогов.
Деркачев опирается в работе на три показателя: зарплату учителей относительно средней зарплаты в регионе, зарплату учителей относительно стоимости фиксированного набора товаров и услуг и зарплату относительно душевого валового регионального продукта.
Базу исследования составили открытые данные Росстата. На основании этих данных методом кластерного анализа исследователь выделил шесть групп регионов: «дотационные», «лидеры», «опережающие», «крепкие середнячки», «середнячки» и «опаздывающие». Рязанская область отнесена к последней.
Помимо Рязани, к "опаздывающим" отнесены еще 25 регионов. В этом кластере зарплата учителей отстает от средней по региону (0,95%). Поэтому и покупательная способность учителей самая низкая. Из-за низкой зарплаты учителей нагрузка на экономику находится на среднем уровне. Зарплата работника школы составляет 1,26 душевого валового регионального продукта.
Председатель межрегиональной профсоюзной организации "Учитель" Андрей Демидов в комментарии изданию "Русская планета" отметил: "Зарплата растет, хотя и не так быстро, как об это рапортуют власти, но одновременно с этим растет и переработка. Средняя зарплата формируется отчасти из стимулирующих выплат и премий, которые распределяет дирекция.Но нет никаких гарантий, что учитель получит в этом месяце премию. Также высокая средняя зарплата получается из того, что часть учителей сокращают, а оставшиеся часы распределяют между теми, кто остается работать. Это огромные переработки, но формально получаются хорошие данные. За нормальную зарплату учителям приходится работать так, что времени тратить деньги у них не остается. В результате учитель перестает развиваться, ему некогда сходить в театр, он изнашивается".