По долгу работу чуть ли не ежедневно пишу про выборы. Так уже не первый год.
И каждый раз от дня голосования мы не ожидаем ничего хорошего, но надеемся на лучшее. Как правило, напрасно.
Причина безрадостного понедельника после воскресной ночи подсчета голосов — в практически установившемся режиме плутократии. То есть форме правления, при которой решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей. Одновременно существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность.
Законы почти всегда — воля сильных. Уже говорил, что благодаря избирательному законодательству на региональных выборах фактически установлен имущественный ценз для кандидатов. Без оплаты услуг сборщиков независимому политику удовлетворить требования избиркомов невозможно. Получается, что только одно лишь участие (без гарантии выигрыша) на выборах в Рязанскую облдуму списку партии обойдется в миллион рублей, а кандидату-одномандатнику — в 400 тысяч рублей. Это 20 среднемесячных зарплат по региону. То есть среднестатистическому жителю придется копить на осуществление мечты увидеть свою фамилию в бюллетене почти 2 года. Не есть, в кино не ходить, вина не пить.
Также писал, что стоимость победной уже агитационной кампании достигает в Рязани 15 миллионов рублей. Разумеется, потратить такие деньги на выборы могут только состоятельные граждане. Например, авторитетный предприниматель Игорь Трубицын, гендиректор "ЖБИ-5" Михаил Агапкин или председатель совета директоров ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" Анатолий Шестаков, который уже приватизировал муниципальное имущество и сейчас положил взгляд на строительный рынок. Все, естественно, собираются баллотироваться от "Единой России".
Наивно было бы полагать, что такие серьезные люди на платной основе идут в депутаты по причине своей добродетели. Можно говорить, для них это инвестиции. И интересы денежных тузов естественным образом отличаются от интересов тех, кого они якобы в парламенте представляют.
Там, где вступает в действие всепобеждающая мощь бабла, демократия заканчивается. Формула "один человек — один голос" уже не работает. У нас новый "общественный договор": 1 тысяча рублей — 1 голос. Политики берут деньги на кампанию у бизнеса, покупают на них голоса представителей беднейших слоев, при этом обещая защитить вторых от первых.
Еще писал про бутафорскую роль партий. Они у нас покупаются и продаются, как покрышки для авто. И здесь есть место для коррупции в американском стиле - узаконенном лоббизме. Вот рязанская компания "Северная компания", которую экологи постоянно обвиняют в строительстве на месте зеленых зон, является официальным донором "Единой России". Согласно недавно опубликованному на сайте ЦИКа сводному финансовому отчету партий, компания только в последний раз и только открыто перечислила на счет единороссов более 300 тысяч рублей. Конечно, можно поверить, что это благотворительность. Но мы же не дети, в конце концов.
Как-то подсчитывал: в нынешнем созыве Рязоблдумы 42% депутатов являются бизнесменами. Кто-то свои активы еще и скрывает. Это ненормально.
Наши правоохранительные органы любят бравировать цифрами выявленных коррупционных преступлений. Но в эту категорию записываются и все факты мелкого взяточничества. Хотя самая что ни на есть настоящая коррупция с казнокрадством, использованием своего служебного положения ради взимания ренты и получения сверхдоходов остается в тени. На такой уровень силовики почти не поднимаются, удовлетворяясь ловлей безобидной рыбешки. Исключения редки. Но и вот даже попавшийся было на взятке рязанский олигарх-депутат-единоросс Алексей Сальников не только остался на свободе, но и пытается протолкнуть своих людей в новый созыв. При этом в нелегитимной гордуме Рязани продолжают заседать три его бизнес-партнера: Самарский, Савичев и Худяков.
Получается замкнутый круг. Власть прибирает к рукам богатство, при этом богатство обеспечивает власть.
Недавно президент публично предостерег бизнес от попыток закулисно влиять на решения власти. Но этот призыв бессмыслен — он направлен против самой природы бизнеса, естественным образом настроенного на извлечение максимальной прибыли, пусть и при использовании коррупционных механизмов. Первопричина кроется в самой власти. И Путину есть из-за чего переживать: согласно данным "Левада-центра", 80% россиян полагают, что именно глава государства несет ответственность за масштабы коррупции в стране. При этом 16% опрошенных социологами респондентов уверены, что президент сам зависит от казнокрадов, а еще 8% не побоялись заявить о личной заинтересованности Путина в финансовых злоупотреблениях.
Если у верховной власти есть действительно стремление обуздать болезнь, то это замечательно. Только вот решится ли она таким образом принести в жертву саму себя? Ведь один из лучших рецептов по борьбе с коррупцией — это регулярная смена власти. Вопреки распространенному заблуждению, после того, как чиновники "наворуют", они не успокаиваются. Необходимо постоянно приумножать состояние. И только страх досрочно лишиться должности и всего нажитого непосильным трудом является эффективным сдерживающим фактором.
Сергей ЕЖОВ