С 2014 года Рязанским обществом «Мемориал» были организованы 28 экспертиз, совместно с жителями Рязани были сделаны фотографии более 600 преград на улицах областного центра, которые мешают комфортному передвижению маломобильных граждан. Юристы организации помогли заявителям обратиться с жалобами в городскую администрацию и прокуратуру. В результате часть маршрутов была переоборудована. Однако сегодня по-прежнему в ряде случаев – на улицах, в домах, в переходах и на вокзалах люди с инвалидностью, а также граждане с маленькими детьми и пожилые люди сталкиваются с преградами при передвижении.
Член Общественной палаты РФ, президент Фонда «Наши дети», Наталья Епихина рассказала, что возле детского сада №26 долгое время высокий бордюр не позволял заехать в детское учреждение людям с инвалидностью и даже мамам с колясками. После массовых обращений возле садика сначала установили деревянный пандус, который быстро пришёл в негодность. По словам Натальи Епихиной, она стала свидетельницей, как мама с двумя близнецами пыталась воспользоваться этим пандусом – коляска застряла колесом в деревянной конструкции. После писем и жалоб сделали бетонный пандус. Но теперь наклон для заезда не соответствует строительным нормам. Тротуар на углу садика заканчивается бордюром высотой 25-30 см, который ни на одной коляске преодолеть невозможно без опасности для жизни и здоровья ребенка.
Подобных случаев формальных «удобств» для маломобильных граждан было названо немало. Участники круглого стола отметили, что при строительстве социальной инфраструктуры должен осуществляться тщательный контроль за качеством выполненных работ с соблюдением всех нормативов.
Президент Фонда социальной адаптации инвалидов «Преодоление» Владимир Трофимов предложил рядом с пандусами устанавливать специальные обозначения. Такое нововведение позволит маломобильным быстрее увидеть удобные заезды, а тем, кому коляска не нужна, знаки напомнят, что здесь опасно бежать в сырую погоду, автомобилистам – что не надо оставлять свою машину у пандуса.
«Механизм реализации поправок в федеральное законодательство, разработанный на региональном уровне, должен быть продуманным, способным учитывать потребности маломобильных граждан. Возможно, следует объединить разработанные мероприятия в отдельную целевую программу действий», – отметил юрист Рязанского «Мемориала» Пётр Иванов.