Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» выражает свое категорическое несогласие с решением Министерства юстиции Российской Федерации, которое 1 февраля включило организацию в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента».
Заявление Правления организации:
«Иностранные агенты – это персонажи шпионских историй, а мы - общественная организация, открыто защищающая права российских граждан. То, что Минюст путает эти понятия, к сожалению, не досадная ошибка, а целенаправленная кампания против любой независимой гражданской деятельности. Она началась в 2012 году с принятием Госдумой абсурдного и дискриминационного закона об НКО, выполняющих функции «иностранного агента». Мы считаем включение в этот реестр оскорблением, и намерены оспаривать в суде это решение и результаты проверки Минюста.
Рязанский «Мемориал» создан в 1989 году инициативной группой граждан. Наша миссия – сохранение исторической памяти о жертвах политических репрессий и защита прав и свобод человека. За 27 лет более 12 тысяч граждан получили правовую и консультационную помощь от специалистов Рязанского «Мемориала».
Мы консультируем, составляем жалобы в государственные органы, представляем интересы граждан в суде, издаем просветительские материалы и распространяем в СМИ информацию о нарушениях прав человека и способах их защиты.
Благодаря нашей работе сотни людей с инвалидностью получили необходимые им средства реабилитации, бесплатные лекарства и лечение, добились установки пандусов. Более 400 квартир для выпускников детских домов и людей с инвалидностью отсудили наши юристы. Тысячи родственников жертв политических репрессий нашли информацию о своих родных и добились их реабилитации. Всю эту помощь мы всегда оказывали бесплатно.
Такие результаты были бы невозможны без финансовой поддержки российских и международных благотворительных фондов. Это финансирование выделялось исключительно в соответствии с российскими законами и полностью контролировалось российскими надзорными органами.
В декабре 2015 года в ходе проверки рязанского Минюста специалисты ведомства усмотрели в нашей работе признаки «иностранного агента». Материалы этой проверки стали основанием для внесения Рязанского «Мемориала» в реестр.
В качестве «политической деятельности» нашей организации вменили распространение материалов портала “Права человека в России» (Hro.org). Этот сайт поддерживается проектами Рязанского «Мемориала» и с 1996 года ежедневно публикует информацию о нарушениях прав и свобод человека в нашей стране. При этом специалисты областного управления Минюста не подвергали сомнению достоверность материалов сайта. Проблема в том, что распространение правдивой информации о нарушении прав человека трактуется как «попытка воздействия на государственную политику».
Крайне широкая трактовка понятия «политической деятельности» позволяет признать таковой практически любые действия общественной организации, будь то обращение в государственные органы или, как в нашем случае, публикация материалов о нарушении прав человека, гарантированных российской Конституцией. Этим и воспользовались специалисты министерства. Свобода слова и право на свободное получение и распространение информации, закрепленные в той же Конституции, были при этом полностью проигнорированы.
Кроме того, при проведении проверки Минюст по неизвестной причине обошел вниманием наличие российского финансирования. С 2013 года наша организация получает гранты, которые выделяются по распоряжению Президента Российской Федерации, на проекты по защите прав инвалидов и выпускников детских домов.
Так чьи мы агенты? Ответ прост. Мы – агенты российских граждан, жителей города Рязань. У нас безупречная репутация в регионе – ежегодно более 500 граждан обращаются к нам за помощью. Наша деятельность прозрачна, публична и эффективна. Мы действуем в интересах людей и используем исключительно законные юридические механизмы. Мы требуем соблюдения Конституции и исполнения социальных обязательств, взятых на себя нашим государством. Мы судимся с местной властью, заставляя чиновников выполнять российские законы. Именно поэтому нашу деятельность уже не первый раз пытаются прекратить, и сейчас предпринята очередная такая попытка».