Администрация города Рязани предлагает выпускнице детского дома вселиться в жилье, которое сильно пострадало от пожара
В марте 2016 года с помощью юристов Рязанского "Мемориала", 21-летняя сирота Наталья Бирюкова обратилась в прокуратуру. В своем заявлении она просит проверить законность действий органов местного самоуправления - администрации, которая закрепила за ней полностью сгоревшую квартиру и межведомственной комиссии, которая признала это жилье пригодным для проживания.
Жилплощадь, закрепленная за Натальей Бирюковой в 2008 году органами опеки, была собственностью ее отца, которого она почти не знала. Мать отказалась от ребенка с инвалидностью вскоре после рождения, поэтому девочка выросла в детдоме.
– Отец приходил ко мне три раза, когда я училась в начальной школе, – рассказала Наталья Бирюкова. – В последнюю нашу встречу, папа пообещал бросить пить, устроится работать, забирать на каникулы. Прошло три года, но он так и не выполнил своего обещания, перестал приходить в интернат.
В 2008 году Геннадия Бирюкова лишили родительских прав решением суда. В своем решении суд отмечает: «Отец судьбой ребенка не интересуется, так как систематически употребляет спиртные напитки, общается с мужчинами без определенного места жительства. Квартира, в которой живет Бирюков, представляет собой свалку мусора».
Постановлением от 22 февраля 2007 года квартиру на Забайкальской администрация города Рязани закрепила за девочкой, оставшейся без попечения родителей. По закону пока Наталья находилась в интернате, за жилым помещением должен был осуществляться контроль со стороны органов опеки, но за ним никто не следил. В 2008 году в квартире произошел сильный пожар, в котором пострадал хозяин квартиры. Вскоре он умер, оставив дочери захламленную, обугленную квартиру.
В 2013 году Межведомственная комиссия администрации города Рязани признала жилплощадь пригодной для проживания, так как несущие конструкции помещения не пострадали, и решила, что она подлежит капитальному ремонту. Согласно региональному законодательству сироты могут получить 30 тысяч рублей на проведение ремонта в закрепленном жилье. Это хватит только на установку окон в квартире.
В связи с тем, что вернуться в сгоревшую квартиру невозможно, Наталья уже несколько лет вынуждена жить у друзей, с которыми она учится в техникуме. Пока за ней закреплена квартира, пусть и полностью сгоревшая, она не может претендовать на получение льготного жилья от государства.
В декабре 2015 года с помощью юриста Рязанского "Мемориала" Наталья Бирюкова повторила запрос на оценку жилья, но межведомственная комиссия отказалась проводить повторную проверку. Свой отказ комиссия аргументировала тем, что к заявлению Наталья не приложила какие-либо экспертные заключения, которые способны были бы изменить ранее принятое решение.
– В деле Натальи Бирюковой много претензий к органам опеки и к межведомственной комиссии, - считает юрист Рязанского «Мемориала» Петр Иванов. – Вывод комиссии о пригодности жилья ставит сироту в безвыходное положение. На капитальный ремонт жилья потребуется очень большая сумма, которой у Натальи нет. Как и нет денег на проведение независимой экспертизы, которую требуют чиновники, чтобы признать непригодность квартиры для проживания.