Губернатор Рязанской области на инвестиционном форуме в Сочи предложил расширить налоговую свободу субъектов РФ
На инвестиционном форуме в Сочи представители ряда регионов вновь пытались ставить вопрос о предоставлении большей самостоятельности субъектам федерации. Федеральный центр делает вид, что не понимает, о чем речь, сообщает ВВС.
Губернатор Рязанской области Николай Любимов, в частности, поставил вопрос о расширении свободы субъектов федерации в налоговых вопросах. Он предложил дать регионам возможность самим определять механизмы, по которым взимаются региональные и местные налоги.
Также Николай Любимов попросил отменить практику, при которой льготы по региональным и местным налогам устанавливаются на федеральном уровне. «Ну нельзя этого делать. Надо всю эту ситуацию в корне изменить, - говорил губернатор Рязанской области. - Мы связаны по рукам и ногам и не можем конкурировать за инвестора».
Логика в этом есть: центру не всегда можно определить местную специфику. Однако центр боится упускать деньги из-под своего контроля, убеждая региональных руководителей думать о том, как эффективнее распределять получаемые от федерального бюджета гранты и субсидии. Но как тогда региональные руководители будут заинтересованы в том, чтобы самим больше зарабатывать? Так и будут стоять с протянутой рукой перед Москвой.
Еще меньше логики в том, чтобы из центра, на федеральном уровне, устанавливать льготы по региональным и местным налогам. Как тогда регионами привлекать инвесторов?
«Нужен ли в России налоговый федерализм?» - спросил глава комиссии Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров у главы Счетной палаты Татьяны Голиковой и министра финансов Антона Силуанова на одной из сессий инвестиционного форума. Он отметил, что льготы по налогам, которые могли бы давать регионам, - это единственный способ для субъектов конкурировать за инвестора.
«Если мы предоставим абсолютную свободу субъектам Российской Федерации, то нам будет очень трудно собрать то, что мы так долго собирали», - сказала глава Счетной палаты.
Силуанов предложил не путать налоговый федерализм с «вольницей». По его мнению, должен быть четко фиксированный список сборов, которые регионы могут у себя вводить по желанию.
Тем временем доля доходов регионов, регулируемых федеральным правительством, составляет более 95% совокупных доходов бюджетов. По сути, все налоговые решения принимаются в центре.