Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
"Личное алиби" с Анатолием ОБЫДЁНКИНЫМ (22.01.2011)
Сегодня расскажу чуть подробнее, чем неделю назад, о наиболее значимых культурных событиях в жизни города, ожидаемых до конца января. В принципе, выбрать, куда пойти вечером – не проблема.

23 января (воскресенье) в кафе-клубе «Старый парк» выступит московский бард Виктор Попов (вероятно, в компании гитариста Кирилла Модестова) – это один из наиболее известных продолжателей традиций классической авторской песни, лауреат самых разных бардовских фестивалей. В начале своей карьеры Попов сотрудничал с театром Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой. Затем он записал более десяти песенных альбомов на стихи Леонида Губанова, поэтов «серебряного века» и многих других – от признанных классиков до своих друзей. Начало вечера бардовских песен – после 19.00.

26 января (среда) в джаз-кафе «Фонтан» пройдет традиционный джем-сейшн ведущих джазовых музыкантов города. Начало вечера импровизации – 20.00.

28 января (пятница) в рязанском клубе «Hollywood» презентация нового альбома питерской группы «Король и Шут» под названием «Театр Демона». Помню, как одиннадцать лет назад, в один из самых первых приездов «шутов» в Рязань, они собрали в покойном «Планетарии» рекорд посещаемости рок-концертов – без малого тысяча человек пришли, народу было в тот вечер не протолкнуться. А потом мы с музыкантами долго ехали из «Планетария» ко мне в Песочню – организаторы экономили на гостинице, вот и попросили их «вписать» – в старом и раздолбанном «планетарском» УАЗике-«буханке», причем половине народу пришлось за нехваткой мест устроиться прямо на полу. Диссонанс, наверное, был для питерцев занятным: сначала играть для пышущего восторгом переполненного зала, а затем пересчитывать задницей рязанские ухабы в не слишком приспособленной для перевозки людей «буханке». Впрочем, панкам к такому не привыкать – выжили и даже инструменты сохранили в целости. А начало очередного (уже сбился со счета – то ли 15-го, то ли 20-го) концерта в Рязани питерских панк-сказочников – после 19.00. Чуть позже, 11 февраля, все в том же рязанского пошиба «Голливуде» будет концерт «Крематория».

29 января (суббота) в клубе «ДК», что возле дома-музея И.Павлова, – регги-фестиваль «JAHварское Потепление». Список участников такой: «Dub TV», «Dub Division», «Rebel Steppa», «Bookahman» (все – Москва), «OverDubbed» (Питер), «Yoseph Lion & Prophet Panama» (Архангельск), «Матроскин Band» и «Кубики» (Рязань). К слову, «Кубики» – это регги-вариант группы «Навский шуркь». Начало самого глобального в сезоне вечера «позитивных вибраций» – после 19.00.

30 января (воскресенье) в «Старом парке» выступит питерец Дмитрий «Dee» Курцман – лидер питерской группы «The Dartz», играющей динамичный «кельтский» фолк-рок с запоминающимися текстами на русском языке. Помимо концертов со своей «кельтской» группой, Курцман в последнее время все чаще выступает сольно, впрочем, и с одной акустической гитарой временами он умудряется изобразить басовые и скрипичные соло... 

Попробуем рассказать о его программе чуть подробнее. Для начала давайте вспомним, кто такие менестрели. Все началось в XII веке в Провансе, на юге Франции. Грамзапись еще не придумали, и музыка жила только в момент исполнения. Но даже если б ее умели записывать – это был бы бледный слепок с тогдашних концертов. Провансальские менестрели были мастерами живых концертных шоу – взаимодействовали с публикой, выстраивая концерт по прихоти момента. Постоянно рождались экспромты, вариации, неожиданные повороты известных тем: даже известные песни могли играться от раза к разу по-новому. И поэтому те нотные записи, что нам остались, не могут ничего поведать о живом искусстве концертной импровизации. Но менестрельская традиция не утрачена. Она живет, принимая разные обличья, во все времена, когда люди слушают живую музыку. Дмитрий «Dee» Курцман – один из таких продолжателей менестрельского дела «здесь и сейчас». Черпая вдохновение в музыке Ренессанса, в романсах, в роке 60-х, в регги, в песнях христианских проповедников, в собственных путешествиях и переживаниях, он создает на концертах ни на что не похожую, неповторимую (и не повторяющуюся!) атмосферу. В его песнях, как на гобелене, где выткано все подряд, можно встретить жителей современного города, офисных персонажей, музыкантов с потрепанными кейсами, ирландского эмигранта, прекрасную еврейку, странника на дороге в Сан-Франциско или на знакомом проспекте… Во время концерта слушатели с удовольствием присылают на сцену записки, вместе с исполнителем изменяя его ход.  Кстати, Дмитрий никогда не пишет заранее программу выступления – все придумывается «на лету», как и положено в традиции менестрелей. Так и рождается музыка, живая и меняющаяся, которую невозможно зафиксировать и которая передается из уст в уста, из года в год, из двенадцатого века – в век двадцать первый. Начало вечера «кельтских» и не только песен Дмитрия «Dee» Курцмана – после 19.00.

31 января (понедельник) в Концертном зале им. Есенина спектакль «Коварство и любовь» в постановке режиссера Нины Чусовой. Классическую «мещанскую драму» Фридриха Шиллера разыграют Ольга Арнтгольц,  Владимир Меньшов, Андрей  Финягин, Николай  Аверюшкин, Сергей  Рудзевич, Олеся Судзиловская, Максим Коновалов. В прошлом номере я подробно рассказывал, как достойно первый русский лауреат «Оскара» Владимир Меньшов повел себя на церемонии вручения кинопремии МТВ, когда, открыв конверт с названием фильма-лауреата, взял, да и бросил его на пол и отказался участвовать в награждении. Потому что на бумажке, которую он достал, было название фильма «Сволочи» – фильма насквозь лживого, но старательно выдаваемого авторами за документальный. Ну, а теперь, пожалуй, надо сказать пару слов о режиссере спектакля Нине Чусовой, которая  считается на сегодня одним из ведущих молодых режиссеров отечественного театра.

Окончив актерский факультет Воронежского Государственного театрального института, Чусова некоторое время играла в Академическом театре имени М. Горького в Самаре. Затем окончила режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС) (курс Л. Хейфеца). После чего поставила спектакли: «Затоваренная бочкотара» В. Аксенова (ГИТИС); «Гедда Габлер» Г. Ибсена (театр «Сатирикон»); «Шинель» Н. Гоголя, «Герой» Дж. Синга (РАМТ); «Мамапапасынсобака» Б. Срблянович, «Гроза» А. Островского (Театр «Современник»); «Вий» Н. Гоголя (Театр имени А. С. Пушкина), «Ревизор» Н.Гоголя (Театр им. Моссовета), «Тартюф» Ж.-Б.Мольера (МХТ им. Чехова) и многие другие. В сентябре 2009 года Чусова создала собственный театр, который решила назвать «Свободным театром». Его миссию она сформулировала так: «Я долго искала разные значения слова «свобода», и больше всего мне понравилось значение «без греха». Наш театр как раз стремится добиться состояния, когда человеком владеют не грешные помыслы, а то, что по определению должно быть главным: любовь, дружба, добродетель... Театр потерял свою очищающую функцию, а так хочется сделать всем волшебную инъекцию или дать специальную пилюлю...». Начало шиллеровских страстей в «есенинском» зале – 19.00.

На этом пока все.