Религиозные избиратели Рязанской области массово голосуют за политическую силу, близкую им по убеждениям
В России существует «православный пояс» – регионы, отличающиеся высокой религиозностью и поддержкой действующей власти. Не так давно они же были наиболее «коммунистическими». Сотрудники НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Щербак и Мария Ухватова не считают такое совпадение случайным.
В «православный пояс» входят 16 областей Центральной России и отчасти Юга и Поволжья: Белгородская, Курская, Брянская, Астраханская, Тамбовская, Пензенская, Ульяновская, Московская, Липецкая, Краснодарский, Нижегородская, Рязанская, Тульская, Воронежская, Волгоградская.
Раньше (середина 1990-х–начало 2000-х) эти же регионы составляли основу «красного пояса», то есть были территориями, где на выборах побеждали коммунисты. Почему же теперь они стали самыми православными, несмотря на десятилетия советского атеизма? Парадокса в таком преображении нет, отвечают исследователи. Тренд, по их мнению, закономерен, а его истоки в прошлом российского государства.
Территории бывшего «красного», а ныне «православного пояса» относятся к историческому ядру государства. Здесь всегда был экономический, политический и духовный центр страны, только с опорой на него могла укрепиться любая власть в столице, и он же активнее отзывается на изменения федеральной политики, говорится в исследовании.
Благодаря поддержке этих регионов, большевики выиграли Гражданскую войну. После того, как в 1991-м Москва отказалась от коммунизма, от него постепенно отошли и «исторические русские земли» (доминирование КПРФ прекратилось с победой «Единой России» на парламентских выборах 2003 года). И ими же быстрее других принят идеологический поворот, объявленный в 2012 году, — нынешний политический консерватизм.
«В будущем русский «библейский пояс» может стать «не только оплотом политического консерватизма, но и зоной ряда социальных язв», - считают авторы исследования.