Началась подковерная возня вокруг кресла главы администрации Рязани
Прошло уже какое-то время с тех пор, как на исходе типичной рязанской зимы в Рязань прибыл новый вице-губернатор. Новый во всех отношениях. Ранее его ничего не связывало с рязанской землей, да и возраст старым не назвать – на момент назначения ему не исполнилось еще и 40 лет.
Новая должность для него была незнакомой. Хотя, ранее он пробовал свои силы на госслужбе в статусе советника регионального руководства. Он много ездил по стране, по некоторым данным, даже успел послужить по военному ведомству. Будучи не бедным человеком, новый руководитель рассматривал рязанский регион не в качестве личной кормушки. Он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народом и давали возможность быть ему полезным.
Но в действительности все оказалось гораздо сложнее. Приняв дела в Рязани, вице-губернатор заявил представителям элит и местной власти о том, что не даст в обиду простых жителей. Далеко не все согласились с такой позицией. Сильно ему противодействовал устоявшийся местный чиновничий аппарат. Он стремится навести порядок в подчиненном ему административном аппарате, увольняет отъявленных взяточников, вступается за бесправных жителей и пытается отдать под суд их обидчиков. Он делает все от него зависящее, чтобы восторжествовала справедливость. Но справедливость почему-то не желала торжествовать. За ним укрепляется репутация не просто неуживчивого чиновника, но и опасного человека. За непримиримое отношение ко всяческим злоупотреблениям чиновников, за защиту народа рязанские обыватели прозвали вице-губернатора «вице-Робеспьером», а элиты писали на него доносы.
Вице-губернаторское кресло позволило ему познакомиться с такими сторонами жизни, которые ранее ему были неведомы. «Высота» власти помогла увидеть гнилость, несостоятельность всех слоев чиновничье-бюрократического аппарата; глубже понять взаимосвязь и взаимозависимость различных пороков и недостатков современного общества. Со временем у него уже не остается иллюзий, но он продолжает активно проводить в жизнь свою программу борьбы с разного рода злоупотреблениями.
Проработав всего два года, вице-губернатор вынужден покинуть Рязань в связи с конфликтом с рязанским губернатором. Чуть позже глава государства санкционировал увольнение его в отставку с запрещением ему занимать должности на государственной службе. Так завершилась для бывшего рязанского вице-губернатора суровая школа государственной службы, принесшая столько горя и разочарований, но значительно обогатившая его жизненный опыт, укрепившая его взгляды и мировоззрение.
Прошло 160 лет, но рязанцы не забыли своего бывшего вице-губернатора, его именем названа улица в Рязани и установлен памятник. Перед его бывшей резиденцией, где до прихода в Рязань Олега Ковалева располагался филиал Рязанской областной библиотеки, а сейчас в здании ударными темпами обустраивают музейный центр Нобелевского лауреата Александра Солженицына. За недолгий срок службы на рязанской земле, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин смог показать эталон государственного деятеля регионального масштаба. Он задал высокую планку и при очередной смене глав региона или его столицы, рязанцы всегда надеются на приход во власть подобного человека.
И сейчас вновь наступает момент данных надежд. На прошедшей неделе рязанская городская Дума утвердила Положение о Конкурсе на замещение должности главы администрации Рязани. А это означает, что стартовал процесс выбора нового градоначальника. В Рязани отменены всенародные выборы мэра, город возглавит тот, за кого проголосуют городские депутаты по итогам соответствующего конкурса. Несмотря на то, что конкурс еще не объявлен и подача заявок не стартовала, уже сейчас можно предположить, кто именно примет в нем участие.
Александр Чайка
Первым заявил о своем намерении возглавить городскую администрацию. Причем не опасался преждевременной огласки, будучи уверенным в успехе задуманного. Видимо, уверенность придавала полная поддержка, переходящая в опеку, со стороны влиятельного рязанского олигарха Игоря Коськина.
Ранее Александр Антонович уже находился во главе одного из двух органов городской власти – был председателем рязанского горсовета. Данный период в рязанской истории стал широко известен в российских средствах массовой информации решением о передачи стабильно действующего муниципального предприятия «Хлебозавод № 3» ООО «Русский хлеб», единственным учредителем которого являлась теща А. Чайки, и массой решении о передаче в частные руки муниципальной земли.
В качестве иллюстрации можно привести высказывание главы администрации г. Рязани (1996–2004 гг.) П.Д. Маматова: «Если вы посмотрите по составу депутатов горсовета, то увидите, что в большинстве своем это люди, пришедшие из бизнеса. А соответственно, их задача – приумножить все то, что они к сегодняшнему дню уже наработали.
И если мы порой слышим, что он печется прежде всего об избирателях, то по большому счету это далеко не так. Вся его «озабоченность» об избирателях – она только на время выборной кампании. А дальше задача: как сделать так, чтобы свой капитал приумножить, ну, по крайней мере, в два-три раза за время работы в горсовете.
Примеры? За ними далеко ходить не надо: Чайка Александр Антонович. Уж кому как не мне знать, сколько кусков земли за два года работы председателем городского Совета он отхватил себе в центральной части города Рязани – начиная от Первомайского проспекта и кончая улицей Есенина!.. Принимались решения наспех – лишь бы только урвать». (19.04.2005, «Акценты»).
Интервью экс-мэра города было опубликовано в тот момент, когда в руководстве «Единой России» уже рассматривался вопрос об исключении Чайки из партии «за систематические нарушения Устава». В августе 2005 г. этому было посвящено заседание регионального политсовета. Но тогда партийный билет № 42026844, выданный ему в ноябре 2002 года удалось сохранить. Но только на 2,5 года. 26.01.2008 г. Александр Чайка был исключен из «Единой России» за «грубейшие нарушения Устава партии».
Казалось бы, как минимум на партийной карьере данного персонажа был поставлен жирный крест. Но политика – искусство невозможного. В 2008 году Рязанское региональное отделение «Единой России» возглавил Аркадий Фомин, сменив там первого руководителя отделения Николая Булаева. И со сменой руководителя внезапно поменялся и статус Чайки. Из исключенного с «волчьим билетом» нарушителя партийной дисциплины он незаметно превратился в руководителя местного отделения партии – возглавил политсовет Советского района Рязани. Говорят, что стоило это Игорю Коськину недешево, но вложения окупились со временем.
На настоящий момент полностью подконтрольными Коськину считаются пять городских депутатов – Александр Чайка, Галина Трушина, Александр Лемдянов, Сергей Самарский и Сергей Еремин. Если Трушина и Лемдянов работают в структурах Коськина, Самарский и Еремин тесно вовлечены в его коммерческие проекты, то на Чайку делается политическая ставка. И должность главы администрации города – всего лишь первая ступень в крупной политической игре. Во главе города Александру Антоновичу предстояло создать полноценный фундамент для планомерного перемещения в главный кабинет здания областного правительства. Но мелочность может на корню загубить эти планы. Была бы возможность – рвал бы на голове волосы президент ФПГ «Инвест», узнав о том, что из-за банальной взятки ставленнику Чайки – директору МП «Детское питание» в каких-то 350 тысяч рублей утрачена почти гарантированная надежда на будущие миллиарды.
Павел Пущин
По всем признакам, нацеливался на кресло градоначальника еще в тот момент, когда в нем уверенно восседал Олег Булеков. Сорокалетний чиновник ранее работал министром инвестиций республики Северная Осетия и вице-премьером правительства республики Ингушетия. Приехав в Рязань, он первое время находился в статусе общественного помощника вице-губернатора. Но работал в здании администрации города, вникая в суть деятельности Сергея Карабасова. А по факту – констатировал постоянные управленческие ошибки последнего. Затем Пущина внезапно командировали в Москву. Говорили, что в статусе заместителя руководителя представительства правительства Рязанской области должен был поспешно реанимировать свои прошлые контакты в экономическом блоке правительства страны. Прошедшего с этого момента времени было вполне достаточно, чтобы понять две вещи. Во-первых, Пущин не связан ни с кем из первых лиц, принимающих решения в Рязанской области. А это означает только то, что его пытается внедрить в руководство Рязани кто-то, в областном правительстве не работающий, но которому открыто отказать это самое правительство не может. Даже убедившись в недостаточной квалификации Павла Анатольевича. Все же Рязань по населению превосходит всю Ингушетию, где ему довелось поработать ранее не на первых ролях. Не говоря уже по уровню проблем жизнеобеспечению населения. Достаточно вспомнить о том, 31 декабря 2017 года в Назрани было плюс десять градусов, чтобы представить имеющийся опыт данного управленца по борьбе со снежными заносами в городе.
Виталий Артемов
Достаточно взглянуть на официальную декларацию данного заместителя председателя областного правительства за 2017 год. Годовой заработок в 3,6 миллиона рублей соответствует тремстам тысячам рублей ежемесячного дохода. Все, кто знает Виталия Евгеньевича, поймут, что это не способно обеспечить тот образ и качество жизни для него и семьи, к которым он привык за прошедшие годы. Да и мучительно больно находиться на вторых ролях после того, как почти два срока был единоличным хозяином города. Теперь же ему приходится отпрашиваться у начальства при любой необходимости покинуть рабочее место. Как и огребать по полной за любые попытки проявить заботу о личных интересах в сферах лесного или сельского хозяйства.
Ситуация осложняется тем, что некогда всесильный Михаил Бабич, с которым Артемова связывают тесные узы, в настоящий момент выпал из российской внутренней политики. А непосредственно курирующий эту саму политику Андрей Ярин, хоть и не забывает о том, что старт карьеры получил именно от Бабича, все же считает себя независимым политическим актором. Рассчитывать на то, что областное руководство само предложит Артемову возглавить Рязань, крайне сомнительно.
Именно по этой причине мы бы не торопились поддерживать мнение тех представителей рязанских элит, которые строят планы на перспективу деятельности в Рязани под руководством Артемова.
Роман Худяков
Фактически потеряв оперативный контроль над Шиловским районом, клан Фоминых неизбежно сосредоточит усилия вокруг борьбы за кресло рязанского градоначальника. К тому же им не впервой пытаться продвинуть в данное кресло Романа Худякова. Ранее Роман Евгеньевич руководил городским управлением благоустройства и сегодня может выстроить свою кампанию на контрасте с безобразной работой в данном направлении сегодняшнего городского руководства.
К тому же и местный ОНФ целенаправленно и безжалостно обнажает все провалы администрации Карабасова в части благоустройства Рязани. Последнее их недовольство обоснованно связано с тем, что ни один из 14 ремонтируемых в городе дворов к плановому сроку завершения работ – 1 ноября не будет сдан, более того, в двух из этих 14 вообще работы начались только на этой неделе. Да и то, что сделано, вызывает разочарование и злость жителей города.
Понимая это, Аркадий Васильевич старается все яйца в одну корзину не класть. Любитель запутанных комбинаций параллельно готовит партийное решение «Единой России» о рекомендации на данную должность кандидатуры Антона Астафьева. Антон Юрьевич в настоящий момент занимает партийную должность первого заместителя Аркадия Фомина в «ЕР». Но, несмотря на имеющийся статус, предпочитает избегать любой публичности. Делается это исключительно для того, чтобы не предать огласке свою нацеленность на кресло градоначальника до того момента, как вопрос утверждения в высоких кабинетах войдет в стадию невозврата.
Продвигая сразу двух кандидатов на одну должность, шансы Фомина повышаются по сравнению с другими игроками.
Роман Петряев
Создается впечатление, что через полтора года работы в Рязанской области Николай Любимов постепенно выходит из зимней спячки. Ранее во главе угла приложения сил губернатора стояло множество задач различного уровня, но далеко не все они носили региональный масштаб. И вот недавно, как будто утратив былую надежду на скорый уход на повышение, Любимов взялся за кадровою политику областного правительства. Ничего нового он в этом вопросе не придумал, а стал назначать на должности своих знакомых, с которыми ранее работал в Калужской области.
Выбор у него был не велик – область и губернатор Артамонов считаются устойчивыми, и никто из действующих чиновников не захотел променять Калугу на Рязань. Всех трех чиновников, которых привез оттуда губернатор, ранее уволили с их калужских мест работы.
В контексте назначения главы администрации Рязани в этом списке прослеживается кандидатура Романа Петряева. Выпускник рязанского военного автомобильного училища работал на технических должностях на калужском заводе «Вольво». Был непосредственным начальником Оксаны Любимовой в пору ее работы на данном предприятии. Даже стал кандидатом технических наук. По какой-то причине руководство предприятия не стало продлевать с ним контракт, работу в Калуге ему не предложили, и он переехал в Рязань. Технических должностей тут вакантных не было, и он был назначен на должность заместителя председателя областного правительства по экономике. Почему бы и нет, раз при Ковалеве данную должность занимал Сергей Самохин, также весьма далекий от экономики и финансов. Если только это не касалось его личных финансов.
Учитывая, что ранее Ковалев уже реализовал транзит Олега Булекова с той же должности экономического зама в кресло градоначальника, Николай Любимов может попробовать реализовать тот же сценарий и с Романом Петряевым. Пока трудно судить о том, удачно ли это назначение. В арсенале военного автомобилиста пока нет опыта муниципальной службы. Ни успешного, ни обратного.
Сергей Карабасов
У кого указанный опыт имеется, так это у Сергея Карабасова. И опыт этот, к сожалению, успешным назвать трудно. Видимо, даже очень неглупый человек не способен принесли пользу в случае, если окажется на неподходящем для себя месте. С одной стороны, после годовалых попыток проявить себя в качестве городского руководителя нелогично ожидать выдвижения Карабасова на данную должность вновь. Если уж президентский Общероссийский народный фронт беспощадно обличает провалы городской администрации в сфере благоустройства Рязани, то кандидатура Карабасова «списана» уже не самом высоком уровне.
Однако он может сработать в качестве антирейтингового дублера, когда любой кандидат, попав в бюллетень для голосования вместе с Сергеем Юрьевичем, имеет практически беспроигрышные шансы победить на этом фоне.
Юлия Рокотянская
Самая неоднозначная фигура рязанской муниципальной политики. Никогда не участвуя в работе местного самоуправления, в недавнем прошлом преподаватель бухучета Рязанского госуниверситета сперва по воле Олега Ковалева стала областным министром, а затем возглавила партийный список «Единой России» на выборах в городскую Думу. И по итогам выборов эту самую Думу возглавила. Как городские депутаты, так и местные элиты теряются в догадках. Кто-то приписывает ей родство с федеральным чиновником, кто-то – сердечную связь с региональным.
Возглавив городскую Думу, Рокотянская впервые парализовала ее работу на месяц, сначала не обеспечив формирование комитетов Думы как основных рабочих органов, а затем взявшись дважды менять структуру Думы в первый месяц работы. При этом, игнорируя обязанности по организации работы Думы, в интервью она декларирует готовность следовать методам Чумаковой. Даже собирается повторять один из шагов легендарного председателя горисполкома, когда та загнала чиновников в постоянную лужу под мостом на Вокзальной.
Все мало-мальски знакомые с распределением полномочий между городскими органами власти знают, что подобных полномочий председатель городской Думы не имеет. Но имеет их глава администрации города, то есть – руководитель не представительного органа власти (коим является Рокотянская), а исполнительного. Который и возглавляла в свое время Надежда Чумакова. И именно на эту должность будет объявляться конкурс. В этих условиях странные заявления Рокотянской заставляют предположить о наличии намерений ее перехода из Думы в администрацию города. Хотя не исключено что никаких намерений нет, а подобные заявления являются всего лишь следствием слабой ориентации в муниципальном праве.
* * *
Не исключено, что к моменту подачи заявок на участие в конкурсе проявятся и другие кандидатуры. Наверняка многие опытные и знающие управленцы захотят посвятить себя родному городу. И если достойный человек будет вскоре назначен на должность главы администрации, то недалек тот день, когда и ему установят памятник рядом с легендарным рязанским вице-губернатором Салтыковым-Щедриным. А имя его войдет в анналы рязанской истории, давая потомкам право на заслуженную гордость за достойного градоначальника.