Очень часто, из-за нежелания арендодателя платить налоги, арендные отношения не оформляются юридически. Так ли это хорошо? Кроме возможных проблем с налоговыми органами у собственника, пострадать может и наниматель. Устная форма договора недолговечна и не имеет доказательств своего существования. Помимо самого договора на аренду жилой площади желательно оформить и опись имущества. Как это сделать и чем она может помочь?
Оформление. Опись имущества чаще всего идет как приложение к договору аренды, но бывают случаи и оформления ее как самостоятельного документа. Опись составляется в двух экземплярах и обязательно должна содержать ФИО, паспортные данные и подписи обеих сторон. В случае если сделка состоялась с помощью риелтора, опись составляется в трех экземплярах.
Опись имущества может быть составлена в свободной форме. Обычно в ней указываются такие пункты: первый – недостатки помещения, второй – перечень имущества, передающегося в пользование.
В первый пункт вносится такая информация, как: трещины в стенах и потолке, следы подтеков, битая плитка на стенах или полу и все, что касается интерьера. Во втором пункте отражается: работоспособность бытовой техники, розеток, освещения, внешнее состояние мебели. Важно отразить все подробно, даже если между арендодателем и арендатором доверительные отношения.
При описании бытовой техники помимо модели и наименования имеет смысл записать и серийные номера. Это поможет избежать подмены вещей на подходящие по характеристикам, но худшие по качеству.
Также в опись можно внести информацию о данных счетчиков, это позволит избежать переплат или недоплат с обеих сторон, заключающих договор аренды. Арендатору необходимо внимательно все сличить, проверить наличие в помещении вещей, указанных в описи.
Почему это так важно? Грамотно и предельно подробно составленная опись защитит арендатора от необоснованных обвинений в пропаже или порче имущества. Например, обвинение в пропаже вещей, которых на момент въезда жильцов в помещении не было. Или в порче имущества, которое изначально было в плохом состоянии.
Арендодателя, в свою очередь, опись имущества защищает от неправомерных действий жильцов. Например, в случае, если при съезде арендаторы решили присвоить вещи, находящиеся в собственности арендодателя. В случае порчи имущества поможет добиться компенсации.
Возможен и такой вариант: по каким либо причинам во время аренды квартиры, в которой прописан арендодатель, судебными приставами описывается имущество. При отсутствии чеков или другой документации на технику помочь арендатору доказать, что именно он владелец той или иной ценной вещи поможет именно опись имущества. Потому как, все, что не перечислено в описи считается собственностью жильца. Она может послужить доказательной базой при любом судебном разбирательстве, касающемся имущественного вопроса.
Кроме описи имущества, при составлении договора необходимо оформить два акта приема-передачи. Один при въезде жильцов, с подписями с обеих сторон, второй при их съезде. Эти акты помогут избежать взаимных претензий. Содержание этих актов может полностью дублировать информацию из описи имущества.
Также при оформлении документов на аренду помещения имеет смысл оформить залоговую сумму. Она используется в случае не оплаты жильцами коммунальных и иных счетов, может служить компенсацией в случае пропажи или порче имущества арендодателя. Размер этой суммы зависит от величины доверия хозяина помещения к жильцам, но обычно равен месячной оплате.