Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Как работает сцепление в авто (01.07.2021)

Сцепление — один из узлов трансмиссии, который соединяет КПП и маховик мотора. В зависимости от типа коробки передач этот трансмиссионный элемент может работать по-разному. Но мы рассмотрим общие особенности этого узла автомобиля и принцип его работы.

Как устроено сцепление

Первым делом нужно разобраться, что входит в понятие «сцепление», ведь это не какой-то самостоятельный узел, а совокупность различных функциональных элементов, каждый из которых выполняет свою определенную работу. Так, в основе любого сцепления лежат 2 механизма — нажимной и ведомый (ведущий) диски (пластины), которые могут сжиматься и разжиматься, в зависимости от влияния привода.

Нажимной имеет больший диаметр по сравнению с ведомым. Он массивен, прочно смонтирован в своем кожухе, и не соединен напрямую с коробкой передач. Ведущий отличается от нажимного небольшой толщиной, меньшим диаметром и располагается на валовых шлицах коробки переключения передач. Эти шлицы позволяют ведомой пластине максимально жестко соединяться с маховиком, а также обеспечивают продольное передвижение вала.

Оба диска постоянно находятся под давлением выжимного подшипника и специальных пружин. Они соединены очень прочно и играют важную роль в передаче крутящего момента колесам от мотора. При разъединении дисков (когда нажимается педаль) крутящий момент перестает передаваться, что приводит к остановке ведомой пластины.

Принцип работы автомобильного сцепления

Для большей наглядности рассмотрим принцип работы сцепления в формате «причинно-следственная связь» на примере механической коробки:

  1. Шофер включает зажигание, переключается на «нейтралку», жмет на педаль сцепления и выбирает нужную передачу. Механика в это время работает так: мотор передает крутящий момент, но ведомый диск не касается маховика двигателя — машина остается в неподвижном состоянии.
  2. Немного ослабил нажим на педаль, автомобиль начинает движение (медленное). В это время механика реагирует так: ведомый диск соединяется с маховиком мотора под действие нажимной пластины, на которую давит пружина. Так как маховик вращается с высокой скоростью, во время его соприкасания с ведущим диском скорость движения авто увеличивается — крутящий момент передается на колеса.
  3. Шофер ничего не делает и продолжает удерживать педаль (не отпускает ее полностью). Механика: ведущий элемент и маховик продолжают вращаться вместе, но скорость вращения диска растет. Спустя некоторое время они синхронизируются, а машина продолжает набирать скорость.
  4. Шофер полностью убирает ногу с педали. Механика: ведомый и нажимной элементы, а также маховик синхронизированы по скорости вращения. Крутящий момент от мотора передается сначала на КПП, а затем — на колесную базу. Машина движется плавно, без набора скорости.

Чтобы более детально изучить все трансмиссионные механизмы, кликайте по ссылке. Там вы также сможете найти запчасти для УАЗа: вилки подшипников, бачки главного цилиндра и т.д.

Как работает сцепление в коробке-автомате

Сразу нужно понять, что если в машине нет педали сцепления, это не говорит о том, что в ней вообще не предусмотрен такой механизм. Просто этот трансмиссионный элемент встроен в саму коробку и отличается от того, который установлен в машину с механической КПП. Более того, в техническом плане коробку и мотор можно соединить напрямую, но в такой реализации коробка не прослужит и дня, машину будет постоянно дергать, а чтобы остановиться, придется выключать зажигание.

Если вы — водитель со стажем, тогда вспомните те моменты, когда вы слишком быстро убирали ногу с педали — авто рывком кидало вперед. И если бы не сцепление, то вам бы пришлось ездить так постоянно. Поэтому в абсолютно каждом колесном транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания есть сцепление.

В автоматических коробках тоже используется принцип смыкания-размыкания, но он реализован иначе. Как именно — зависит от конкретного типа АКПП: вариатора, роботизированной коробки или классической автоматики. Если обобщить все виды КПП, то сцепление здесь стоит рассматривать, как механизм, реализованный при помощи турбин, насосов, муфт и воздействия на них потока масла под определенным углом и с заданным давлением.