Все человеческие привычки, потребности, интересы во многом обусловлены состоянием здоровья, возрастом, финансовыми возможностями, воспитанием в определенном в социуме. Производители и продавцы товаров, заинтересованные в увеличении спроса, ориентируются на определенную группу населения или предприятия, которые потенциально могут заинтересоваться их продукцией или услугами. При планировании деятельности, когда необходимо найти свою целевую аудиторию, проводится сегментация рынка — выделение групп потребителей по определенным признакам. Анализ характеристик каждого сегмента позволяет определить, какая категория населения нуждается в определенных вещах или услугах, численность людей в данном сегменте. Затем компания разрабатывает рекламную компанию, определяет уровень сервиса, дизайн с учетом интересов и традиций.
Например, всем известно, что “бриллианты — лучшие друзья девушек”. Но это не вещь первой необходимости. И создавая рекламную компанию продавец будет ориентироваться на людей с хорошим достатком, которые любят приобретать, дарить и коллекционировать красивые вещи, вкладывать средства в драгоценности, а не на тех, кто мечтает рассчитаться с ипотекой. Но при этом все люди покупают ювелирные изделия на свадьбу, к юбилеям и по иным поводам. И для продажи очень дорогих изделий и более доступных по цене продавец будет использовать разные рекламные каналы: люксовые товары будут привлекать своей художественной ценностью, эксклюзивностью высокой стоимостью, а в средней ценовой категории будут интересны скидки и акции.
Сегментирование важно на всех этапах развития бизнеса — при его создании, успехах и неудачах, поисках путей масштабирования и выхода на зарубежный рынок. Оно влияет на ценообразование, выбор методов рекламы, стиль контента для общения с клиентами, выбор каналов продаж и т. д.
Сегментирование позволяет отстроиться от конкурентов: изучаются их успешные и неэффективные методы, ведется поиск приемов, которые помогут выгодно отличаться и быть узнаваемым в своем сегменте, анализируются даже ключевые слова. которые помогают их сайтам подниматься в поиске. На основе аналитических данных выстраивается маркетинговая стратегия работы компании, которая определяет:
Если данные собрать трудно, например, если к продаже готовится новый товар, то их начинают пробными партиями в разных группах целевой аудитории.
Если продажи не растут, то это может означать, что продукция не пользуется спросом, неправильно выбрана целевая аудитория или сама система торговли работает неправильно.
Воронки продаж — это маркетинговый инструмент, которые показывает на каком этапе компания теряет потенциальных посетителей и при участии каких сотрудников, а что способствует тому, что покупатели отправляют товар в корзину и оплачивают.
Визуализация “путешествия” клиента по воронке продаж помогает улучшать те этапы, на которых покупатели уходят с него.
Сбор данных для аналитики проводят с помощью различных систем и метрик: Яндес.Директ, Гугл Эдвордс, Фейсбук, Яндекс.Метрика и Гугл Аналитикс, CRM или отдел продаж.
Использование данных маркетинговых исследований, аналитических данных позволяет выбирать правильное направление для инвестиций и действий для дальнейшего роста продаж, обнаружения ошибок в управлении и устранению недочетов.