При работе ДВС выделяются токсичные соединения, и от этого никуда не деться. К тому же не все топливо сгорает в моторе и попадает в выхлопную систему. Чтобы вредные вещества не попадали в атмосферу, был придуман автомобильный каталитический нейтрализатор. Активно устанавливать такой элемент на машины стали в конце 90-х годов прошлого века. За почти 30 лет, которые прошли с того момента, найти приемлемую альтернативу не удалось.
Катализатор состоит из стального цилиндра (кожуха) в котором расположен сотово-трубчатый наполнитель. Сверху ячейки имеют тонкий слой веществ, которые обеспечивают окисление выхлопных газов. Каталитическая «прослойка» – это платина (или смесь этого металла с иридием), родий и палладий. Сами же соты могут состоять из керамики или металла. Между рабочей зоной и кожухом находится термоизоляция.
В среднем каталитический нейтрализатор проходит порядка 80 тыс. км, если же ездить максимально аккуратно, то его жизнь можно продлить и до 200 тыс. км. Проблема в том, что в отечественных реалиях керамические соты долго не выдерживаются. Их состояние ухудшается из-за температурных колебаний, плохого топлива и вибраций. Худший итог – выход детали из строя через 30 тыс. км пробега. Металлические модели более долговечные, но и их ресурс небезграничный.
Довольно часто вместе с заменой каталитического фильтра выполняется замена гофры, цена обычно небольшая, поэтому таким образом можно убить двух зайцев сразу, и не приезжать в сервис несколько раз.
В двух автомобилях из трех каталитический нейтрализатор идет сразу же после выпускного коллектора. Он выглядит как бочонок эллипсоидной или цилиндрической формы, который находится в подкапотном пространстве. Автокат значительно шире других элементов выхлопной системы. Его не устанавливают под днищем, ведь при ударе соты могут рассыпаться. Близкое расположение к коллектору объясняется тем, что нейтрализатору для нормальной работы нужны высокие температуры. Обычно между катализатором и коллектором стоит гофра, которая нужна, чтобы снизить вибрацию от работающего двигателя.
Обычно авто катализатор состоит из таких частей:
Есть мнение, что первый лямбда-зонд также входит в конструкцию катализатора, но в большинстве случаев он устанавливается перед впускным патрубком.
Узнать более подробную информацию можно здесь!
В большинстве случаев преждевременная поломка нейтрализатора связана с:
Катализатор работает при температуре 400 градусов, поэтому на холодном двигателе он не может выполнять свои функции. В современных машинах есть функция быстрого прогрева, но она вредит нейтрализатору, ведь в камеру попадает богатая смесь, которая не успевает сгореть в цилиндре. То есть автокат раньше начинает очищать газы, а вместе с тем и раньше вырабатывает свой ресурс.
Также разрушает катализатор попавшее в него моторное масло.