Автомобильный вид транспорта и такси, как его разновидность, сам является порождением технического прогресса. Когда-то чинные обыватели считали автомобиль исчадием ада. Так, в Лондоне перед первыми автомобилями шел специальный человек, предупреждающий прохожих об опасности. Целый век такси развивались практически без изменений. Совершенствовался лишь сам автомобиль его детали. Однако появление сетевых технологий внесло разительную новизну в сам бизнес такси.
В первую очередь это касается способа коммуникации потенциальных пассажиров и водителя. Одинокий прохожий, голосующий на обочине, все меньше и меньше интересует крупных операторов такси, так как на случайности много не заработаешь. Улавливать, а еще лучше формировать пассажиропотоки – вот, что им по-настоящему нужно. В эту сторону и направлены технические нововведения.
С повсеместным распространением мобильной связи как грибы после дождя выросли сервисы, где вызвать такси можно одним телефонным звонком. Диспетчер уточнял адрес, время вызова, калькулировал стоимость проезда и называл ее клиенту. Если клиента сумма устраивала, значит, заказ состоялся. Поскольку сервисы конкурировали между собой, задирать цену они не могли. Приходилось работать с минимальной маржой иначе клиента перехватят конкуренты. Это привело к резкому удешевлению извоза. Фактически, такси из привилегированного вида транспорта превратилось в рутинный транспорт. Особенно он полюбился в провинции, где общественный транспорт развит не очень хорошо, а непробиваемые столичные пробки отсутствуют. Там несколько человек имеют возможность вскладчину вызвать машину фактически по цене маршрутки.
Следующим шагом стало появление страниц для заказа такси на сайтах компаний. Здесь, важнейшим для клиента инструментом является калькулятор такси. Любой посетитель сайта может сам оперативно рассчитать стоимость поездки, заполнив нехитрую форму. Чаще всего следует указать адрес и время подачи машины, место назначения, срочность, наличие дополнительных услуг, таких как детское кресло, перевозка крупногабаритного багажа или животного и т.п. Подобный калькулятор хорош при сложном рисунке поездки и по-прежнему очень популярен, особенно в крупных городах.
Развитием подобного электронного калькулятора стал американский мобильный сервис Uber. С его помощью клиент резервирует машину с водителем и отслеживает её перемещение. Оплата же производится с помощью данных банковской карты. Сервис фактически конкурирует со всеми другими компаниями, предоставляющими услуги такси. Это обстоятельство вызвало настолько негативную реакцию у водителей, что в Европе последовала череда забастовок, после которых сервис был запрещен в судебном порядке. Таким образом, несмотря на его очевидный прогрессивный характер, будущее Uber пока туманно.