Применение морских грузовых контейнеров в международных мультимодальных перевозках растет с каждым годом. Преимущество данного вида транспортировки заключается в возможности выполнять доставку «от двери до двери» без смены тары при смене транспорта.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия парк грузовых морских контейнеров растает приблизительно на 5% ежегодно. В последние годы этот показатель увеличился, так как значительно увеличился спрос на крупногабаритные тары. Таким образом, за последние 10 лет мировой парк увеличился практически вдвое. На сегодня ежегодно производится более 4 миллионов штук. Основную часть производственного рынка занимает Китай. Их мощности позволяют производить продукцию любой модификации и размеров. Всего из общего числа изготавливаемых контейнеров более 80% приходится на универсальные сухогрузы, остальная масса – это различные рефрижераторы, танки и региональная продукция, которая не соответствует международным стандартам.
Главным достоинством морского контейнера является его технологическая стандартизированная часть, которая позволяет использовать его для транспортировки любым возможным транспортом.
Стандарты были прописаны созданным в 1964 году комитетом грузовых контейнеров. Первые стандарты подразумевали следующие типоразмеры: 40 футов, 30 футов и 20 футов. Данное обозначение характеризует длину тары. Подробнее о типоразмерах и грузоподъёмности 20 футового контейнера можно прочитать тут. В последствии оказалось, что 30 футовые не так востребованы, как остальные.
В 1967 году на очередном заседании комитета, которое проходило в Москве, был введен очередной формат стандартизации который касался угловых фитингов. Эти стандарты определили будущие характеристики производимой продукции. Самое интересное в этом то, что данные стандарты являются рекомендательными, производители контейнеров не обязаны их соблюдать, нет никаких технологических характеристик и описания кроме формы и размера. Но тем не менее они соблюдаются.
Первые изменения стандартов коснулись высоты, для увеличения полезной площади она была увеличена с 8 футов до 8,6 и 9,6. С появлением поддонов поменялась и ширина. Теперь помимо ширины 2,4 метра производили 2,6 и 2,5.
Размер контейнера 40 футов является стандартным и его подробные характеристики вы можете найти здесь. Однако в США и Японии данный стандарт пытались увеличить, так как там большой популярностью пользуются рефрижераторы длиною 45 футов. Попытка включить их в список стандартов оказалась провальной, подобная длинна нарушала разрешённую по европейскому законодательству длину для перевозки автомобильным транспортом.
Аналогичная ситуация сложилась и с 20-ти футовыми контейнерами увеличенной грузоподъёмности, причина та же.
Однако спрос на подобные контейнера есть. Они могут значительно сэкономить на транспортировке. Поэтому на сегодняшний момент формируется проектное предложение по созданию грузовой единицы, которая бы безопасно могла осуществлять перевозки подобных контейнеров.