На специализированной международной выставке NAIS&CA-2015 был презентован модернизированный топливозаправщик аэродромный ТЗА-20 производства Грабовского автомобильного завода.
Конструкторы данного предприятия связывают с этим автомобилем особые надежды. По их мнению, ТЗА-20 при своих небольших по авиационным меркам размерах способен заменить устаревшие массовые топливозаправщики ТЗ-22. Разрабатывая данную модель, грабовцы стремились построить конструкцию с максимально упрощёнными способами управления и эксплуатации. В качестве базы для новинки были выбраны шасси грузовиков Минского автозавода.
При создании ТЗА-20 использовались комплектующие ведущих зарубежных производителей, что позволило выпустить мобильный топливозаправочный комплекс, способный выполнять множество технологических операций одновременно: наполнение, хранение, очистку и заправку воздушных судов топливом. В модели новой автоцистерны впервые реализованы улучшенные российские стандарты уровня очистки авиационного керосина от воды и механических примесей.
ТЗА-20 – это базовый автомобиль, в конструкции которого заложен высокий потенциал, что позволяет и далее развивать и модернизировать данную модель. Конструкторы предприятия проделали большую работу над повышением надёжности эксплуатации топливозаправщика при высоких и низких температурах. Они практически свели к минимуму количество операций с применением пневматики. Создавая новую модель ТЗА-20, гразовцы оставили пневматику только на системах открытия донных клапанов и управления байпас-клапаном насоса. В старых моделях пневматика применялась в других системах: «интерлок», «инлайн», клапан, ограничитель уровня налива.
Важным новшеством модернизированного топливозаправщика стал электронный блок ПМП, который с помощью датчиков измеряет объём заполнения цистерны, плотность, температуру, другие параметры и передаёт измеренные значения на управляющий пульт мини-компьютера. Установка электронного блока ПМП позволила отказаться от ограничителя уровня налива сосуда, работающего на пневматике.
Новая модель ТЗА-20 стала более многофункциональной. В его конструкцию заложили функцию диспенсера, что позволило выполнять мерные операции без использования дополнительной техники.
С целью увеличения ресурса работы шасси автоцистерна оснащена насосом, достигающим максимального значения производительности без увеличения оборотов силового агрегата автомобиля. Его регулировка осуществляется с помощью байпас-клапана насоса.
В настоящее время модернизированный топливозаправщик ТЗА-20 Грабовского автомобильного завода прошёл успешные испытания в аэропортах «Домодедово» (Москва), «Толмачево» (Новосибирск), Уфы и Иркутска.