Обычно в полиграфии краску наносят на поверхность печатной формы, а затем изображение переносится на запечатываемый материал. При трафаретной печати краска продавливается через отверстия специальной сетки из прочного материала, натянутого на раму, на подложку. Когда-то сетку мастерили из шелка, поэтому трафаретную печать называют шелкография. Этот метод позволяет получить различные декоративные эффекты, зависящие от вида сетки, и отличается яркостью цвета и блестящим ровным слоем краски.
Шелкография - универсальный вид печати С помощью шелкографии можно наносить текст и изображения на разные поверхности:
Сегодня распространено нанесение логотипа и изображений на сувенирные мелкие предметы: ручки, брелоки, флаконы, часы, посуду, а также бывает шелкография на кепках, майках, футболках и других предметах одежды.
Если оставить в стороне опыт и мастерство, то результат в шелкографии зависит от следующих технологических факторов:
Преимущества метода:
Трафаретная печать - одна из античных форм графического искусства и самая практичная. Существует версия, что первопроходцами были полинезийцы, которые, наблюдая за следами воды во время дождя, капающей через прогрызенные насекомыми листья, восхитились узорами и стали изготавливать трафареты, пропуская через них растительную краску. Так они получали рисунок на особой ткани, называющейся тапа.
За тысячу лет до нашей эры китайцы изготавливали трафареты, укрепляя сложные фрагменты сеткой из человеческих волос. Процесс изготовления таких сеток был очень длительным и сложным, но изображение на рисовой бумаге сохранялось на долгие времена. Есть ряд находок, подтверждающих, что в Финикии знали подобный способ в 4 веке до н. э. В Европу трафаретная печать пришла с путешественниками в средние века. Англичане заменили сетку из волос на шелковую, так и появилось название метода – шелкография. Название сохранилось, хотя сетка может быть сделана из разных материалов: хлопка, нейлона, металла. Самуэль Саймон получил в начале 1900-х годов патент, предложив трафаретную ткань особой прочности и резиновые лезвия, проталкивающие краску через экран.
После Первой мировой войны шелкография получила распространение в Америке, особенно для печати флагов и баннеров. Позже Энди Уорхол и другие американские художники часто выбирали шелкографию, потому что она помогала сохранять яркие цвета в их смелых работах. Трафаретная печать стала одним из основных методов постмодернистского искусства.
После Второй мировой войны были сделаны большие усовершенствования в прессах, красках, использовании полиэфирных материалов. Сегодня многое в полиграфии, выглядящее красиво и необычно, связано с трафаретной печатью.