Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 8 мая 2014 г.
Любимца прихожан ждет… ссылка
Обозреватель «Новой» Александр БАБИЙ – об опальном батюшке, сектантских хитростях и всепобеждающей любви
 
Страдать, молиться и терпеть –
Такое нам предназначенье.
Не избежать венка судьбы,
Не удержать годов теченье.
1 марта 1992 года

Таким храм был возвращен верующим
 
Так что же происходит в древнем православном городе? Отчего это в канун Великого, Светлого праздника Пасхи омрачилось настроение тысячи православных рязанцев? Редакция рязанского бюро «Новой» попросила своего обозревателя Александра Николаевича БАБИЯ поделиться своими мыслями о нашумевшей отставке любимым многими рязанцами пастыря.
 
Во-первых, омрачить истинно верующего невозможно, поскольку любые испытания христианин принимает как неотвратимую расплату за собственные прегрешения. Иное дело, это вызвать в нем реакцию несогласия с каким-либо решением, или, например, подвигнуть воцерковленную общину на решительные действия в защиту интересов своего прихода. Что, кстати, и произошло в нашем городе, когда возникла необходимость вступиться за протоиерея Преображенского храма отца Сергия (см. №15Р от 17 апреля с.г.).
 
Несколько сот прихожан одного из древнейших храмов Рязани были ошеломлены Указом владыки. Им наш любимый батюшка был переведен клириком в храм Александра Невского, что расположен в районе Дашково-Песочни города Рязани.
 
Из беседы с владыкой Вениамином, протоиереем Сергием Чушкиным и прихожанами, которые волей случая стали очевидцами посещения владыкой Преображенского храма и дома, в котором проживает семья батюшки, у меня невольно появилось желание самому разобраться в произошедшем.
 
– Какое ваше дело, встревать в дела епархии? – пришлось услышать встревоженным прихожанам. – Как владыка сказал, так и будет!
 
Спорить не следует. Подчинение правилам единоначалия обязательно для всех, дававших присягу на верность служения. Но! Кроме воинской присяги и церковных обетов существуют гражданский и этический кодексы, нарушение которых подлежит осуждению. Вот и получается, что каждое поколение проходит свой жизненный путь, на котором в трудных испытаниях подвигами и соблазнами проверяется личностная сущность каждого из нас, не исключая священников!
 
Еще никому не удавалось пройти намеченный судьбой путь, не оступившись. Даже на ровном месте подворачиваются стопы. Оступившиеся невольно делаются более осмотрительными и внимательными к так называемым мелочам. Но одержимых резвостью в поступках ожидают куда более серьезные испытания, нередко и с печальным исходом.
 
Так вот, событие, которое случилось в преддверии Светлого Воскресения Христова, стало своеобразным испытанием как для самого отца Сергия, так и для тысячи прихожан. В дни Великого поста, в атмосфере крайнего душевного напряжения весь приход, за исключением некоторых священников, остались верны заповеди: «Сдержи гнев свой и прости своему обидчику вольный или невольный его дерзновенный поступок, содеянный по отношению к тебе».
 
Во время беседы с владыкой Вениамином стало известно что, «…по исправлении своему отец Сергий будет отправлен в один из сельских приходов».
 
– А как же, владыка, благолепный храм Спаса на Яру, восстановленный руками нашего батюшки? Как же иконописная и воскресная школы, для которых им были построены отдельные помещения?..
 
Тут мне необходимо перевести разговор в иное русло.
 
События последних двух десятилетий, происходящих как в самой России, так и в Рязани в частности, большинством воспринимаются как независимые друг от друга эпизоды. К великому огорчению все не так просто и не так примитивно, как думает обыватель. За все время развития истории все происходящие в ней события строго взаимосвязаны между собой. Всему есть первопричины и все подчинено системной логике взаимосвязей.
 
Думаете, что события, произошедшие накануне Страстной недели в нашем храме, всего лишь случайный эпизод? Нет! Этому предшествовали годы разрушения основ национальной культуры. Повсеместное пренебрежение этическими нормами, которые столетиями регулировали межличностные отношения, привело к тому, что сегодня личность низведена на самый низкий уровень.
 
Утверждаю на основе исследований социологов и своего практического опыта педагога и общественника. Многие годы занимаясь изучением деятельности различных сект на территории Рязани, смею заявить о том, что во многих светских и церковных учреждениях явно прослеживаются следы влияния тоталитарных сект. Заметнее всех в нашем городе наследили саентологи и мормоны.
 
К слову, 30 октября 2004 года (это была суббота) меня принимал в своем рабочем кабинете бывший губернатор Георгий Иванович Шпак. Был долгий разговор об активной деятельности на территории нашей области хабартистов (саентологов). Чтобы быть понятным, сразу скажу, что главной задачей современных сект является неотступное разрушение подготовки молодых кадров во всех сферах. Особое внимание сектантов направлено на подрыв авторитета православия. Приведу лишь одно общее для сект предписание, внедряемое в нашей стране на протяжении многих лет: «Кадры – это святая святых! Кадры решают все. Кадры сегодня – это наше завтра. Каждая школа, каждый храм, каждая кафедра, каждый институт должны стать кузницей только наших кадров». 
 
Учитывая нынешнее катастрофическое состояние с кадрами во всех сферах деятельности, невольно задаю вопросы: «Кому же это понадобилось в одночасье провести кадровую перетасовку во многих рязанских храмах? Для чего авторитетного батюшку Преображенского храма увели от его многочисленного прихода, в котором немало достойнейших горожан, представителей казачества, рязанской интеллигенции? Почему не посчитались с заслуженным авторитетом священника, имеющего ряд церковных наград? Откуда и с чьей подачи вдруг начали активизироваться наемные писаки, всегда желающие погреться под теплым боком любой власти?»
 
Знали бы эти немногочисленные многоумные гордецы о том, что к нашему батюшке приезжают крестить младенцев даже из-за границы! Поэтому реплики отдельных недоброжелателей, в которых в адрес священника звучат не совсем приятные слова, не более как обыкновенные инсинуации, проще говоря, различного рода измышления людей, привыкших замечать, помнить и творить только все мутное и грязное. 
 
Мне, как бывшему наставнику отца Сергия, лестно слышать восторженные отзывы о проповедях умного и доброго пастыря. Прихожане, обладающие достаточно высокой культурой, ценят в его проповедях связь древней святоотеческой культуры с современностью! Но для прихожан особенно дорого в отце Сергие его неотступное следование принципу апостола Павла: «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам». Одна из прихожанок на вопрос, за что уважаете этого батюшку, ответила, на мой взгляд, очень верно: «Наш батюшка служит нам, а не возвышается над нами»!
 
Безусловно, возникший конфликт найдет свое доброе разрешение, но кто вернет тем рязанцам, которые еще не утвердились в православии, неколебимую веру в истинность слова любого священника? Чем исцелить шрамы на теле приходов от ожогов, полученных в страстные дни? Нет, не могут звучать утешительным призывом слова многознающих священников, что, дескать, «со временем все затрется и забудется». Я и без успокоительных слов уверен в том, что христолюбивый отец Сергий нисколько не сердится и не скорбит вовсе. Он продолжает усердно молиться за всех нас, не думая о тех тугах, что по судьбе беспрестанно выпадают на его долю. Мужественный, умный, истинно верующий священник знает как себя вести, хотя стену защитников его чести он принимает как знак соборной воли подлинно верующих людей.
 
Меня же в данной ситуации волнуют молодые души. На днях Советский суд города Рязани вынес приговор, по которому на три года заключения осуждены за противоправные действия двое слушателей рязанской духовной семинарии. Явно, что они учились и молились с закрытыми для истинной любви сердцами.
 
Что нам стоит себя одолеть, не позволять оступаться в грехе сладострастного ощущения собственной власти над другими? Принять всем сердцем дарованный Богом самый дорогой подарок – ЛЮБОВЬ. И, прежде всего, полюбить родное, кровное  русское сокровенное желание – быть ближе к Богу! 
 
Только без ЛЮБВИ и ПРОЩЕНИЯ дорога к нему ЗАКАЗАНА!
 
Нет, без любви и прощения жить можно. Миллионы живут, точнее, им кажется, что живут. В действительности всю свою жизнь они переживают вечные тревоги, страх и обиды, переходящие в злобную месть. Одержимые страстью корысти, страдают от непроходящего уныния. Постоянно раздражены кажущейся им неустроенностью всего мира. 
 
Посмотри, уважаемый читатель, на что способна истинная любовь, которая помогла совсем еще молодому священнику отцу Сергию, собравшему вокруг себя людей разного возраста и профессий, сотворить в пределах Рязани храмовое великолепие! Да-да! Именно любовью и руками сотворено материальное чудо, в котором пребывает БЛАГОДАТЬ БОГА!
 
Необходимо сказать о той радости, в которой пребывали все помогавшие восстанавливать поруганный храм. Стены храма хранят следы штукатурных работ, которые выполнялись без деревянных затирок. Штукатурный намет заглаживался ладонями! Да, что говорить, если возликовали души от радости обновления, то Господь пребывает незримо с ними!
 
Уверен в том, что в Рязани восторжествует благодать справедливости. И протоиерей отец Сергий вернется служить в им же возрожденный храм. Нельзя сердце изъять, надеясь на сохранение здорового тела. Пример с отцом Сергием, пожалуй, исключение, поскольку многогранный талант, физический труд и завидная выдержка, невыразимая по своему масштабу любовь – все это без остатка растворено им в ДЕЛЕ, ставшем смыслом существования.
 
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге»!
 
Александр БАБИЙ,
художник-педагог
 
Александр БАБИЙ