Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Старожиловский конезавод в очередной раз пообещали спасти (19.06.2017)
 Врио губернатора Рязанской области пообещал поднять вопрос спасения уникального комплекса на федеральном уровне

В субботу, 17 июня, во время рабочей поездки в Старожиловский район врио рязанского губернатора Николай Любимов заявил, что местный конный завод нужно сохранить.

«Здание представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, который нужно сохранить, восстановить, привести в порядок, но на это понадобятся колоссальные средства. Сохранить надо и редкую породу лошадей – русскую верховую, которую здесь выращивают», – цитирует Николая Любимова сайт правительства Рязанской области. 

По словам главы региона, промышленно-усадебный комплекс фон Дервиза достоин стать одной из главных туристических достопримечательностей региона и центром притяжения туристов. Николай Любимов подчеркнул, что будет поднимать вопрос восстановления комплекса конного завода на федеральном уровне.



Напомним,
заводу срочно нужен не просто капитальный ремонт, а масштабная реставрация. Руководство Старожиловского района много раз пыталось что-то предпринять, обращалось во все вышестоящие инстанции.  Прошли прокурорские проверки, ушли письма в адреса губернатора и президента, обращения в СМИ и ответные визиты журналистов из столицы... Но, как говорится, «а воз и ныне там».

Справка «Новой»
 
Cтарожиловский конный завод был основан в 1893 году наследниками одного из богатейших людей своего времени, строителя железных дорог, барона Павла Григорьевича фон Дервиза (1826–1881). За более чем столетнюю историю на заводе занимались разведением лошадей различных пород и направлений. Изначально Старожилово было укомплектовано арабскими, чистокровными верховыми и тяжелоупряжными лошадьми, позже к ним прибавился купленный в полном составе самый крупный завод орлово-ростопчинских лошадей. Было сформировано и рысистое отделение. После 1917 года завод был национализирован, и в нем начали проводить кавалерийские курсы. Одним из старожиловских курсантов был Георгий Константинович Жуков, впоследствии выдающийся военачальник. 
 
Великая Отечественная война нанесла невосполнимый урон племенному поголовью Старожиловского завода. В октябре 1941-го, когда враг был совсем близко (в Михайлове и Скопине), началась эвакуация поголовья на восток, но все лошади погибли во время переправы через Оку. После войны производящий состав Старожиловского конного завода стал комплектоваться тракененскими лошадьми, купленными в Польше и переданными с конного завода им.Кирова. С тракенами здесь удалось добиться значительных успехов, но в 1977 году было принято решение вернуть тракененских лошадей на их «историческую родину» – в Калининградскую область.
 
В 1978 году, по инициативе кафедры коневодства ТСХА, было решено на базе Старожиловского конного завода воссоздать старейшую верховую породу страны – русскую верховую, фактически – создать ее заново. Параллельно с племенной работой была отработана новая технология содержания и выращивания молодняка и самое главное – тренинг и испытания. Это позволило заняться не только отбором на тип, масть, экстерьер, но и тестировать и прогнозировать работоспособность.
 
В 1999 году русская верховая порода лошадей была включена в «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию», изданный Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Породе присвоен регистрационный номер – 9353144. Основным оригинатором породы определен Старожиловский конный завод Рязанской области. Завод получил соответствующую государственную лицензию.
 
Русская верховая уверенно продвигается в число пород лучших для использования в выездке.