Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 2 марта 2023 г.
Раздвоение амбициозного актера
Артист Олег Каменщиков – о ранней славе, рязанской ипотеке и своем музыкальном двойнике

 

Актер Олег Каменщиков сыграл в 141 фильме, его лицо хорошо знакомо любителям телесериалов и современного российского кино. Автор песен Олег Болдер известен в гораздо более узких кругах. Но Каменщиков и Болдер – один и тот же человек.

Последние годы Олег тесно связан с Рязанью – его группа GAD’s уже не раз играла концерты в пабе «Две будки в Ирландии». Заметим, что эта команда собрана Каменщиковым целиком из рязанских музыкантов.

Мы познакомились в «Двух будках» на вечере песен Владимира Высоцкого, куда Олег зашел, чтобы исполнить произведения классика – по своей инициативе, кстати. Стало интересно: что же подтолкнуло человека так часто сбегать из столицы в провинциальную Рязань.



– Олег, ты родился в Красноярске, затем учился в Саратовской консерватории на театральном факультете, после чего поехал «завоевывать Москву». Когда оказался в столице, у тебя каких амбиций было больше – актерских или рокерских? Уже тогда ведь, наверное, песни сочинял?

– Гитару я взял в руки, когда 15 лет исполнилось – мы все «дети Цоя», вышли из него. Я тогда жил в городке Сосновоборск Красноярского края, ходил в театральную студию «Версия» – она мне путевку в жизнь и дала. Ее худрук Виталий Викторович Дейшин – уникальный человек, он слепил личности из многих, не один десяток людей пошел в профессию актера, а многие просто стали классными людьми. Он заставлял чувствовать свободу, делал из нас, подростков, личностей. Поэтому я поступил в театральный, поэтому что-то пою.

В Москву поехал, конечно, как актер. До сих пор не считаю себя профессиональным музыкантом, это хобби, я этим не зарабатываю, а профессия – то, что приносит деньги. Мне приносит деньги профессия актера. Сейчас, несмотря на «преклонный» возраст, начинаю серьезно думать о том, чтобы сделать карьеру музыканта. Пока все идет потихонечку, без фанатизма. В актерской карьере я тоже никогда не брал нахрапом. Как в анекдоте про двух быков, молодого и старого: «Сейчас мы медленно-медленно переплывем речку и очень медленно все сделаем». Вот я так же медленно, но верно свою работу делаю. И все вроде идет правильно.

Еще в 15–17 лет, сидя в сибирском Сосновоборске, я знал, что стану известным. Но я пока недостаточно популярен – всё впереди. И музыкальная моя карьера тоже впереди. Вы меня еще услышите.

– К вопросу об известности. О существовании актера Олега Каменщикова узнал позавчера, когда увидел, как ты со сцены поешь Высоцкого. В скольких фильмах снялся, есть ли узнавание на улицах и насколько реализовались твои изначальные амбиции при «штурме» Москвы?

– Кто-то стартует рано, кто-то чуть позже. Те, у кого старт очень ранний – по популярности, узнаваемости – не всегда хорошо заканчивают, потому что быстро пришедшая слава портит людей. Не всех. Джонни Депп молодец. Или, если говорить о наших, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, которые очень рано стали знамениты. А многие не сдюжили это бремя: меняются с возрастом, теряют шарм, кто-то уходит в алкоголизм. Я внутри был старше, чем снаружи, поэтому всегда знал, что мои роли меня найдут, популярность впереди, всему свое время. Сейчас дождался времени, когда моя востребованность догнала мое понимание профессии. И вот уже узнавание на улицах становится постоянным, все чаще и чаще. Надо просто чуть-чуть подождать, чтобы быть ко всему готовым.

Когда Леонид Броневой снимался в «17 мгновениях весны», он часто спрашивал у режиссера Лиозновой: «А я стану популярен после этого фильма?» Потому что не был популярен до этого. И Смоктуновского узнали в 40 лет.

Мне 47 и уже 141 роль в кино, если вместе с эпизодами. Роли сыпятся одна за другой, и надеюсь, что это только начало. Хотел бы сыграть всего девять, но узнаваемых, на всю жизнь.

Я же еще сам кино делаю. В марте буду снимать второй свой фильм как режиссер. Может, это не очень хорошая практика, но «если хочешь сыграть хорошую роль – сними кино сам».

– Что особенно дорого из уже сделанного?

– Ну, я большой критик своего творчества. Давай так: я всегда радуюсь за командные успехи. Бывает, фильм хороший, а я там в тени. А есть плохой, но я там – ничего себе. Вторая версия сомнительна. Потому стараюсь радоваться за команду.

Вот недавно снялся в фильме «Непослушник-2», который собрал по кинотеатрам полмиллиарда рублей – очень хороший показатель. Все проекты Сарика Андреасяна, который снял «Чикатило», «Жизнь по вызову» – очень рейтинговые проекты, по ним меня узнают. Только что работал у Бориса Хлебникова – пока у фильма лишь рабочее название, но, думаю, будет очень хороший фильм, там снималась потрясающая команда.

Если говорить о достижениях, то лучшие мои работы впереди. Если говорить про настоящее творчество, где все делается не за счет бюджета, а за счет таланта, то в самом начале моей карьеры был снят фильм по Мопассану «Любовные авантюры». Потрясающий сериал. До сих пор считаю, что это самое стильное, где я снимался. Режиссером был Валера Зеленский, продюсером Сергей Сельянов – мощнейший человек. Мы снимались много на «зеленке», на хромакее, а потом туда подставляли реальные фотографии Парижа XIX века. И это был полет. Мы говорили на русском, а потом они все переозвучили, зазвучал французский язык. До сих пор считаю, что это одна из самых стильных моих работ.

– Есть актер Олег Каменщиков и есть автор песен Олег Болдер, хотя это один и тот же человек. У Дмитрия Певцова, Евгения Дятлова, Гоши Куценко и многих других актеров, поющих песни, подобного не наблюдается. Откуда взялось такое раздвоение личности?

– Мы все становимся заложниками своего образа. И то, что может позволить Олег Болдер, не может себе позволить артист, публичная личность Олег Каменщиков. Болдер делает исключительно то, что он хочет. Когда я снимаю фильм как режиссер – там в титрах тоже Олег Болдер. Когда снимаюсь как актер – Олег Каменщиков. Актер Каменщиков зарабатывает деньги на то, чтобы Олег Болдер тусил, культурно выпивал и занимался творчеством. Каменщиков – человек, зависимый от кошелька, он снимается в тех фильмах, где Олег Болдер не снялся бы никогда.

– Как занесло в Рязань? Случай ведь уникальный, чтобы московский актер, приехав к нам в город, собрал местных музыкантов и с этой группой начал колесить по стране.

– Это случилось благодаря тому, что в далеком 1995 году, когда учился в Саратовской консерватории на актерском факультете, познакомился с Дмитрием Козыревым, который познавал азы профессии параллельно со мной. Он играл на баяне, и мы с ним подружились, будучи соседями по общежитию. С тех пор дружба не прекращалась, мы родные уже люди. Дима живет сейчас в Рязани. Он приезжал ко мне в Москву – у нас там есть группа «ОLЕГ», где я один из музыкантов, играю на бас-гитаре. В свою очередь, постоянно заезжаю в Рязань – мне нравится отдыхать здесь летом. Москва поприличней, Питер тоже, но и Рязань – хороший город, в последние годы стал только лучше. С Рязанью меня связала судьба, а судьбу не выбираешь. Здесь был Дима, затем появился басист Миша Бондарук. Когда началась пандемия и все сидели взаперти, я приехал в Рязань и по сути группа, которая сейчас окрепла, появилась в момент локдауна. Когда нечего делать, сразу возникла мысль: а давай запишем что-нибудь! а давай концерт сыграем! И так пошло-поехало.

Я сейчас даже ипотеку взял в Рязани. В Москве снимаю квартиру, а здесь решил иметь свою, в новостройке. Жить здесь часто, наверное, не буду, но с этим городом теперь плотно связан. Я благодарен судьбе и земле рязанской. Здесь творческая тусовка хорошая. Теперь еще ансамбль «Рязаночка» поет мои песни, а дальше песню моего друга они будут петь – я только что ее подкинул. Когда играем в клубе, на нашем концерте свободных мест нет.

– Группа Gad’s пока чаще играет в Рязани, чем в Москве?

– Пока да. Москва – большой город, там надо очень активно работать в этом направлении. А здесь – крикни по улицам, и народ собрался. Для меня это смешно, но я для людей событие. До сих пор привыкнуть к этому никак не могу.

Олег Болдер

* * *

вновь пережив слова бестолковые,

вновь убедившись, что я – мудак,

вышел в ночи на кольцо Садовое,

неся за собой минимальный рюкзак.

нет ничего. есть только привычки

и пункт назначения – там, впереди!

выкинул в урну мокрые спички.

прощай, Златоглавая! больше не жди!

жизнь теперь поверну по-новому.

ветер нахально дует в лицо…

но позабыл, что иду по Садовому.

а это не трасса – это кольцо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В 48 лет жизнь только начинается

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Анатолий Обыдёнкин