31 мая и.о. рязанского губернатора Павел Малков заметил, что надо бы приостановить масочный режим. И это совершенно неудивительно. По всей России заболеваемость коронавирусом за два месяца сократилась более чем в десять раз, а смертность при царящем сейчас типе возбудителя «омикрон» фактически упала до нуля.
От карантинных ограничений одна за другой отказались почти все страны Европы, и только в Китае продолжают придерживаться стратегии «нулевой толерантности»: в апреле при вспышках заболевания в Сюйчжоу, городе-побратиме Рязани, целыми кварталами жителям по две недели запрещали выходить из дома даже в магазин – крупу и овощи по квартирам разносили волонтеры.
Итак, если двухлетняя эпопея борьбы за здоровье и вакцинацию закончена, не подвести ли ее итоги? Среди них есть как отрицательные, так и положительные.
МИНУСЫ
Безвозвратные потери
Конечно, уже не вернуть 2930 «лишних» умерших в 2020 году рязанцев по сравнению с 2019-м. Не воскресить и более четырех тысяч «лишних» умерших в 2021 году, когда по области прошелся самый смертоносный штамм «дельта». Это если и не прямые смерти от COVID-19, то, по крайней мере, пациенты, «упущенные» врачами, отвлеченными на сражение за жизнь коронавирусных больных.
По данным сайта «Стопкоронавирус.РФ», в Рязанской области с начала пандемии умерло 2889 человек с диагнозом «Covid-19». Роспотребнадзор за этот же период насчитал 3387 жертв. Причем этот показатель включает и рязанцев, у кого коронавирус был диагностирован, но скончались они по другой причине.
В результате эпидемии экономика Рязанской области пережила два серьезных удара. Первый – весной 2020 года, когда из-за карантина резко сократился спрос на все, кроме продуктов питания, а число на законном основании неработающих составило, по данным регионального министерства экономразвития, около 70 тысяч человек. Второй – в октябре-ноябре 2021 года, когда на больничных койках оказалось одновременно примерно 15% экономически активного населения.
ПЛЮСЫ
Медицина и информатика
В то же время верной оказалась пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Общество начало гораздо лучше относиться к медикам, государство повернулось к здравоохранению лицом и способствовало новому увеличению числа инфекционных и реанимационных коек, а в Рязанском медицинском университете вскоре наверняка будет защищено несколько диссертаций на основе приобретенного в 2020-22 годах опыта.
Чиновники и бизнесмены быстро поняли, как удобно проводить совещания в интернет-формате, не вызывая за десятки километров глав районов и не собирая в душных залах многолюдные делегации. Даже прием граждан губернатор и мэр Рязани научились вести онлайн. Цифровизация зашагала семимильными шагами – примерно, как десять лет назад это происходило в Эстонии.
ОПЫТ
Дистант как наказание
Конечно, жизнь онлайн и работа из дома немного поменяли мышление граждан. Такое безудержное веселье по клубам и кафе, как раньше, некоторыми стало невольно восприниматься как что-то нарушающее общественный порядок. Роспуск детей из школ по домам, «на дистанционку», родители стали воспринимать как наказание (не детей, а самих себя).
Рязанские статистики отчитались, что теперь всего около 16% детей посещают спортивные секции. На занятия же художественным творчеством (живописью, лепкой) ходят 29%, а иностранные языки изучают 34%.
Представляете? Треть! Неужели дети за время пандемии поняли, как ценно общение с ровесниками из других регионов планеты? (сейчас в Рязанской области живут 194 тысячи детей, а в регионе работают более пятисот организаций дополнительного образования). Если бы это было правдой, то лучшего от коронавируса и желать было бы нечего. Но скорее всего, о ценности разговорного английского задумываются не сами дети, а их умные родители.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Рязанской области продолжают умирать от ковида – за сутки еще три человека
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас