25 мая присяжные снова вынесли оправдательный вердикт Александру Чайкову и Станиславу Постникову. Единодушно. Неделю спустя областной суд на основании этого решения утвердил оправдательный приговор, которому осталось только вступить в силу. Делу конец? Не факт.
Обоих скопинцев обвиняли в убийстве экс-полицейского, случившемся в январе 2017 года в райцентре. Тело вышедшего на пенсию Николая Литвинова с огнестрельными ранениями нашли у гаражей. А через неделю задержали первого подозреваемого – Чайкова. Спустя почти сутки он дал признательные показания. Позже заявил, что сделал это под пытками, и от тех показаний оказался.
В деле была масса нестыковок, и даже дочь убитого Юлия еще в разгар следствия – летом 2017-го – заявляла, что оно идет по самому простому пути, а задержанные не виновны.
Александр Чайков
Станислав Постников
Парней судили присяжные и в феврале 2021 года они единогласно вынесли оправдательный вердикт. Однако в законную силу он вступить не успел.
Новый «хозяин» города
Вернувшись после долгого сидения в СИЗО домой, Александр Чайков встретился с одним из приятелей. Тот проговорился, что девушка, фигурировавшая в деле и якобы сделавшая важное для правоохранителей заявление, ту бумагу не подписывала. За нее это сделал другой человек. Чайков уговорил приятеля рассказать все на камеру телефона, записав эти слова на видео. И тут начались новые перипетии с местной полицией. А заодно следователями.
Неожиданно у силовиков появляется заявление о похищении: якобы Чайков кого-то увез на машине в безлюдное место, угрожая «похожим на пистолет предметом», заставил извиниться, а позже отпустил. Причем еще в середине февраля 2021 года, то есть почти сразу после оправдания присяжными. Но отчего-то почти месяц никто не жаловался.
– Суд удовлетворил ходатайство следователя об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, – такое сообщение пресс-служба регионального управления Следкома распространила 10 марта 2021 года.
А уже на следующий день издание «МК в Рязани» опубликовало пояснения следователей, назвавших Чайкова местным «криминальным авторитетом» и человеком, который «чувствует себя хозяином Скопина».
Чайков действительно буйный малый: за плечами судимость за кражу, грабеж и автоугон. Вышел по тем делам условно-досрочно. Но в райцентре уверены, что его «потолок» – это угон машины. А никак не хладнокровное убийство.
– Весь Скопин знает, что не они убивали, – такие слова «Новая» слышала из райцентра неоднократно.
Теперь с убийством вроде определились. Присяжные. Что будут делать с ним дальше правоохранители пока неизвестно. Но откуда «похищение»?
Мать Чайкова уверена, что это месть со стороны правоохранительных органов, а ее сын «дал им повод»: пытался доказать свою невиновность, да еще рассказывал знакомым, что «знает настоящих убийц».
В СИЗО он уже с конца минувшей зимы – как подозреваемый в похищении. Пока его жена тянет трех детей, а мать думает, где непрерывно добывать деньги на услуги адвоката, в Скопинском райсуде идет процесс о «похищении», следующее заседание назначено на 3 июня.
Но процесс по убийству экс-полицейского тоже может не завершиться: прокуратура вправе подать апелляцию. Ведь после первого оправдательного приговора она это сделала.
Как судьбы ломают в глубинке
Почему «Новая» опять возвращается к этому делу – спросите вы. Потому что не срастается оно никак. Чайков и Постников обычные провинциальные парни. Высшими образованиями не блещут, трудовые рекорды не ставили. Но и в жестокости замечены не были. А убивать полицейского, хоть и бывшего, им резона вообще ноль. Да еще «группой лиц по предварительному сговору».
И с чего у силовиков такой зуд на их счет? Закрыть дело и забыть про него – только поэтому? Или чтобы забыли и остальные?
Практика в этом у рязанских правоохранителей имеется. И судьбы ломались, и невиновные оставались на свободе.
Один из самых громких случаев произошел в 1980-е годы в Касимове. За изнасилование и убийство двух девушек посадили молодого спортсмена. Тогда «весь Касимов знал», что это сделал не он. К примеру, на месте преступления нашли следы УАЗика. А у парня машины не было совсем никакой.
Но посадили на 15 лет. На зоне, кстати, он сумел доказать, что был поклеп – в тюрьме к нему отнеслись не как к насильнику. Но судьбу спортсмену поломали.
Выйдя на свободу, он отправился в архивы, о чем тогда сам рассказал «Новой». Хотел вернуть дело на новое расследование и уже с помощью более современных методик, в том числе генетических, доказать, что невиновен. Не успел – скоропостижно скончался.
Или убийство 19-летнего парня на спиртзаводе в Кораблинском районе. Это уже начало 2000-х. Убийство произошло в бане, где в это время отдыхали и милиционеры. На зону же отправились охранники того завода.
Такие случаи из глубинки нечасто попадают в обзор СМИ – в сельской местности будут знать и обсуждать детали такого «правосудия», а в редакцию не пойдут.
Наша работа – предать огласке. А разбираться дальше – полномочия других органов. Тех, кто должен следить за законностью «правосудия», при котором полностью подготовленное дело умудрилось рассыпаться в суде уже дважды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Судью Советского райсуда пожурили за дело Карабасова
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас